Институт социального конструирования

Научно-методические и практические аспекты работы с педагогической технологией воспитания детей 5-8 лет
в духе толерантного общения «Истории карапушек - как жить в мире с собой и другими?»

Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.

Важным аспектом развития ребенка в 5-8 лет является формирование внутренней позиции, которая в дальнейшем определит отношение к самому себе, к другим людям и к миру в целом. Для психического здоровья детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов, к непониманию его со стороны сверстников и взрослых.

Педагогическая технология «Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?» является одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Технология разработана в 2008 году в рамках проекта «Внедрение комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности в системе общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

Актуальность педагогической технологии продиктована потребностью современного российского общества в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания, солидарности. В основу педагогической технологии положена интеграция различных видов деятельности, направленная на установление тесной взаимосвязи различных субъектов образовательного процесса (администрации образовательных учреждений, старших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, учителей начальных классов, воспитанников детских садов, учащихся начальных классов, родителей).

Теоретико-методологической основой разработки педагогической технологии выступают культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов), учитывающий основные концепции, идеи и положения концепций социальной и личностной идентичности (Х. Теджфел, Э. Эриксон), теории аккультурации (Д. Берри, Ф. Могхеддем, А. Фернхем, С. Бокнер), теории межкультурной коммуникации, межэтнической напряженности и конфликтов, учитывающей развитие и трансформацию этнической идентичности (Дж. Бертон, Л. Козер, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, Н. М. Лебедева, Л. А. Шайгерова), теории, раскрывающие роль ценностных ориентаций в становлении идентичности личности (С. Шварц, Г. Хофстеде, Х. Триандис, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, М. Р. Гинзбург).

Материалы педагогической технологии состоят из двух сборников. Первый сборник – это учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного, начального и дополнительного образования системы общего образования РФ, всех тех, кто будет непосредственно реализовывать технологию на практике со своими учениками и воспитанниками. Также материалы пособия рекомендованы для студентов учреждений СПО и ВПО психолого-педагогического и социального профилей и слушателей системы повышения квалификации работников общего образования РФ. В пособие включены разделы, раскрывающие содержание и основные формы работы с участниками образовательного процесса (обучающий тренинг для педагогов, творческие встречи в родительском клубе, проектная деятельность (МИНИ- и МЕГА-проекты) и др.). Представлен алгоритм ознакомления со сказочной историей и выполнения творческих заданий к ней. Дана примерная циклограмма деятельности образовательного учреждения по формированию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия. В помощь педагогам предлагается словарь основных понятий, концепт-сценарии по формированию толерантного общения, фотословарь эмоций.

Второй – сборник сказочных историй с творческими заданиями для детей 5 – 8 лет «Как Карапушки учились понимать друг друга» - практикум для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Сборник включает 13 сказочных историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения не похожих на них героев. Сюжеты историй взяты из реальной жизни детских коллективов, поэтому они понятны и близки детям. Элементы сказочности вносят разнохарактерные образы главных героев - необычных созданий – карапушек, которые, попадая в разные ситуации, учатся строить позитивные отношения друг с другом. К каждой сказочной истории предлагаются творческие задания (МИНИ-проекты), основанные на тех видах деятельности, в которых дети данного возраста наиболее успешны (рисование, лепка, аппликация, элементы театрализованной и музыкальной деятельности) и познавательные блоки по теме каждой истории. Сборник может использоваться не только в образовательном учреждении в качестве методического пособия при работе с детьми, но и как книга для домашнего чтения.

Педагогическая технология адресована широкому кругу специалистов системы дошкольного образования, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родительской аудитории. Ознакомиться с материалами технологии можно на страницах образовательных порталов www.socialedu.ru, www. identity2010. ru, в социально-педагогической сети www. doshcolniki. ru, а также в ряде статей журнала «Дошкольное воспитание» за 2010 год. Педагогическая технология успешно апробирована и внедряется в НОУ Образовательный центр «ДИВО» (г. Нижний Новгород).