Институт социального конструирования

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.
г.Москва, 2014 год

В рамках заключительного этапа выполнения работ по проекту Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. на тему «Разработка и экспериментальное внедрение моделей психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей в рамках социального партнерства института семьи и общеобразовательных учреждений по формированию гражданской идентичности учащихся» в ноябре 2013 года была проведена итоговая межрегиональная конференция. В работе конференции приняли участие свыше 100 представителей из 25 субъектов Российской Федерации. Среди участников конференции - научные сотрудники, руководители образовательных учреждений, методисты, классные руководители, заместители директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе, социальные педагоги по работе с семьей, психологи, педагоги дополнительного образования.

Конференция проводилась по итогам 3-х летней проектной работы и, в первую очередь, участниками мероприятия были представлены результаты внедрения учебно-методического комплекса, программ и моделей психолого-педагогической подготовки родителей и педагогов образовательных организаций по формирования гражданской идентичности личности в рамках развития партнерства семьи и школы.

В ходе проведения конференции обсуждались вопросы, касающиеся:

- особенностей внедрения учебно-методического комплекса (УМК), программ и моделей психолого-педагогической подготовки родителей и педагогов в процессе взаимодействия семьи и школы по проблемам формирования гражданской идентичности личности учащихся;

- рассмотрения концептуальных основ разработки модели психолого-педагогической подготовки педагогов по формированию гражданской идентичности школьников в рамках развития партнерства семьи и школы;

- анализа результатов внедрения УМК, программ и моделей психолого-педагогической подготовки родителей и педагогов по формированию гражданской идентичности в рамках развития партнерства семьи и школы;

- формирования гражданской идентичности личности через реализацию воспитательной системы общеобразовательного учреждения в целом и авторских программ в классных коллективах;

- реализации социальных проектов как основы взаимодействия семьи и школы по формированию гражданской идентичности личности учащихся на разных ступенях образования и др.

В рамках проведения конференции были представлены 26 докладов, раскрывающих опыт работы пилотных площадок из 11 субъектов РФ.

Результаты внедрения моделей психолого-педагогической подготовки родителей и работников образования в рамках развития партнерства семьи и школы по формированию гражданской идентичности обучающихся в массовую педагогическую практику анализировались по следующим критериям: актуальность, социальный эффект, универсальность, интегрированность и вариативность методов работы.

  • Актуальность - критерий, определяющий востребованность работы в данном направлении, педагогическую и социальную значимость формирования гражданской идентичности личности учащихся на всех ступенях общего образования (начальная, общая и полная).
  • Социальный эффект - критерий, отвечающий за создание условий эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, представители социума) в вопросе воспитания установок гражданственности и формирования основ гражданской идентичности личности у учащихся.
  • Универсальность предложенных направлений работы для разных ступеней образования - критерий, определяющий возможность использования предложенных методов и форм работы, как в учебной, так и внеучебной деятельности, данный критерий демонстрирует актуальность методов и форм работы с учащимися в рамках образовательного учреждения и семьи.
  • Интегрированность методов работы, предлагаемых в моделях, в учебную и внеучебную деятельность - критерий, определяющий адаптивность методов и форм к уже существующей воспитательной системе образовательного учреждения.
  • Вариативность - критерий, определяющий взаимозаменяемость, взаимодополняемость предложенных форм и методов, направлений воспитательно-образовательной работы с учетом специфики деятельности образовательного учреждения.

Представленный опыт интересен тем, что отражает специфику развития партнерских отношений семьи и школы в образовательных учреждениях разных типов и видов (гимназий, лицеев, кадетских корпусов, СОШ, центров образования и т.д.) городского и сельского подчинения. Хочется отметить, что, несмотря на различный статус образовательных организаций, специфику контингента обучающихся и их родителей, уровень мотивационной готовности педагогических коллективов к проводимой работе, полученный опыт работы каждой организации актуален, своевременен и востребован. Ведь он отражает тесную связь науки и практики, где на основе научно-методологических разработок по проблемам формирования гражданской идентичности личности обучающихся выстроены, апробированы и внедрены в практику работы различных образовательных организаций эффективные организационно-методические механизмы повышения воспитательного потенциала семьи в тесном партнерстве со школой. Особенно интересны результаты работы, полученные пилотными площадками по реализации социальных проектов при внедрении моделей психолого-педагогической подготовки родителей учащихся всех ступеней общего образования.

Из всех форм работы пилотных площадок наибольшей популярностью пользовались социальные проекты, объединяющие всех участников образовательного процесса – учащихся, их родителей, представителей педагогических коллективов и социума. Сегодня становится все более очевидным, что формирование гражданской идентичности у детей и подростков, воспитание таких нравственных качеств, как уважение к людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму, невозможно без тесного взаимодействия семьи и школы с иными организациями, входящими в образовательное пространство учащихся. При выборе тем социальных проектов по формированию гражданской идентичности в рамках сотрудничества семьи и школы учитывались специфика контингента учеников школы, региональные особенности, а также предыдущий опыт работы школ по взаимодействию с семьями учащихся и социумом.

Не смотря на то, что в организационном и методическом планах эти мероприятий являются наиболее сложными, образовательными учреждениями были представлены социальные проекты разнообразные по тематике и направлениям работы с учащимися, связанные с духовно-нравственным, историческим, политико-правовым, патриотическим, трудовым (профессионально-ориентированным) и экологическим воспитанием, такие как: «Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста», «Нужно ли служить в армии, чтобы считаться патриотом и защитником своего Отечества?», «Здоров будешь – все добудешь!», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» и др.

Оценивая социальный эффект от проведенных в рамках проектов мероприятий, педагогические работники-практики высказали мнение о том, что в результате этой работы созданы условия для полноценного эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в вопросах формирования гражданской идентичности личности обучающихся, воспитанников.

Анализ проведенной работы дает право констатировать, что большинство не только работников общеобразовательных учреждений, но и родителей осознают всю важность проводимой в этом направлении работы и позитивно воспринимают саму необходимость её дальнейшего продолжения.

Так же позитивно оценивается развивающая сторона работы по внедрению моделей психолого-педагогической подготовки родительской аудитории в рамках развития партнерства семьи и школы по формированию гражданской идентичности обучающихся. Эффект связан с совершенствованием педагогической культуры родителей, реализацией их прав на специализированные знания по социальной психологии и социальной педагогике; пониманием родителями важности роли семьи в воспитании гражданских качеств, терпимости к иному мнению и снижении социальной напряженности в обществе.