Обоснование нормативных требований к характеристикам игровой продукции с точки зрения охраны психологического здоровья дошкольников

В Российской Федерации до сих пор не уделяется должного внимания созданию необходимых, в том числе правовых, условий для формирования, развития и защиты сферы производства и использования в образовательных учреждениях детской игровой продукции – важнейшей единицы детской игровой среды как пространства жизнедеятельности и развития детей, и прежде всего, дошкольников. И эта сфера заполняется некачественной продукцией компаний, которые в погоне за прибылью игнорируют, не принимают во внимание безнравственный и вредоносный для детей характер своей продукции. В результате на рынке игрушек в России (а это свыше 100 тысяч наименований игровой продукции в год !), появляются игры и игрушки, оказывающие крайне разрушительное воздействие на физическое, психическое здоровье и духовно-нравственное развитие детей. В образовательных учреждениях дошкольного и дополнительного образования, в лечебных учреждениях временного содержания детей, в учреждениях социальной защиты и медико-психолого-педагогических центрах и пр., порой, оказываются такие игры, игрушки и другая игровая продукция, воздействие которой оказывает травматический эффект на здорового ребенка, не говоря уже о больном. Контроль за состоянием игрового фонда в этих учреждениях, как правило, не ведется. Его пополнение часто осуществляется бессистемно и хаотично, часто за счет "спонсоров" или родителей, знакомство с критериями оценки игровой продукции которых оставляет желать лучшего. В итоге даже в дошкольных образовательных учреждениях нередка игровая продукция низкого качества, несущая прежде всего вред душевному здоровью и личностному развитию детей. Вместо игрушек в детских руках оказываются подлинные антиигрушки.

Приведем некоторые примеры антиигрушек, необходимость указания и описания которых обусловлена активной неосведомленностью для большей частью российского общества в вопросе серьезности и опасности состояния игровой среды современного ребенка.

Вот рейтинг антиигрушек, проведенный в США в конце ХХ века:

  1. дротики Jarts, для соревнования детей в меткости метания, на счету игрушки 6700 раненых и четверо погибших;
  2. дидактический набор юного физика-ядерщика, которому предлагалось поэкспериментировать с радиоактивным ураном-238, количество заболевших и погибших неизвестно;
  3. гамак "кокон смерти для малышей", ставший причиной удушения двенадцати детей в возрасте от пяти до семнадцати лет;
  4. механическая кукла, поедающая пластмассовый корм, на счету которой 35 откусанных детских пальцев;
  5. крутящаяся игрушка "Небесная танцовщица", жертвами которой стали 150 детей с рваными ранами лица и сотрясением мозга.

И т.п. – всего 10

Следующий рейтинг игрушек осуществлен нами на образцах тех игрушек, которые оказываются в поле внимания средств массовой информации. Эти игрушки появились в самые последние годы, краткое их описание позволяет воочию убедиться в качественном изменении современных рисков игровой продукции для детей, направленных на личностно-смысловую, духовно-нравственную сферу развития ребенка.

Антиигрушки 2007-2008
  1. Это игрушечные модели человеческих экскрементов из экологически чистых материалов. Предназначены, якобы, для снятия комплексов у ребенка. Разработчики и изготовители этой игровой продукции, судя по фото, с удовольствием сами в нее играют.
  2. Увеличенные в миллионы раз микробы и вирусы сифилиса, герпеса, гонореи и коровьего бешенства из искусственного меха для детей-дошкольников, постигающих, якобы, азы микробиологии. Наивные вопросы детей об этих заболеваниях, видимо, должны получить соответствующие ответы взрослых.
  3. Детская разборная стойка для стриптиза. Включает подробную инструкцию по эротическому танцу и игрушечные аксессуары для юных стриптизерш. ( Эта игрушка была со скандалом изъята из детских магазинов Великобритании).
  4. Кукла- девочка с косичками, но с половыми органами мальчика. ( Была выкуплена и сожжена на Урале в России ).
  5. Робот-Иисус с крестом-мечом. (надпись: "Воскресные школы не нужны, когда в доме есть робот-бог века высоких технологий"). Знаменательно, что возмущение этой игрушкой как "разжигающей религиозную рознь" было высказано мусульманами.

Очевидны различия в рейтингах конца ХХ и начала ХХ I веков: если в ХХ веке в качестве основного критерия оценки антиигрушек выступали физические параметры безопасности, то в начале ХХ I века в качестве таких параметров оказываются личностно-психологические и духовно-нравственные критерии, травмирующие и даже убивающие не тело, но душу ребенка.

Перечень основных требований и условий проведения процедур оценивания игр, игровых информационных ресурсов и игрушек.

Общие замечания о состоянии процедур оценивания игр, игровых информационных ресурсов и игрушек (экспертизы игровых средств).

Современный российский рынок игровой продукции для детей находится в трудном положении. Он испытывает сильное давление, как с Востока, так и с Запада. С Востока к нам поступает, в большинстве своём, продукция низкого качества, основным преимуществом которой является низкие цены. Западноевропейские игровые средства (далее по тексту – ИС) имеют превосходство в качестве, но отличаются излишней "технократичностью", они навязывают ребёнку определённые алгоритмы действий, лишая его возможности проявлять инициативу и творчества, свойственные нормальной игровой деятельности.

Характеризуя продукцию российских производителей, следует отметить, что, несмотря явные тенденции повышения качества и расширения ассортимента ИС, они пока проигрывают в конкурентной борьбе с иностранным компаниям. Доля продукции российских компаний на нашем рынке игровых средств не превышает в настоящее время 10%.

В сложившейся ситуации необходимо:

  • совершенствовать законодательство и повышать правовую грамотность родителей и педагогов в вопросах защиты детей от влияния ИС, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью детей, их духовно-нравственному развитию;
  • использовать педагогический потенциал системы дошкольного образования для работы с семьями, в целях создания единого развивающего пространства для детей в детском саду и дома;
  • формировать, развивать и совершенствовать систему эффективной социальной и психолого-педагогической экспертизы ИС, которая должна давать оценку их качества с точки зрения влияния на развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Психолого-педагогической экспертизе игровой продукции должна предшествовать проверка безопасности ИС по механическим и химико-биологическим характеристикам. Безопасность ИС должна быть подтверждена сертификатом Соответствия Ростеста, который, в свою очередь, выдаётся только при наличии гигиенического сертификата.

Актуальность формирования системы психолого-педагогической экспертизы (далее по тексту – ППЭ) в настоящее время не вызывает сомнения. Однако вопрос об наиболее эффективных способах и формах её организации остаётся открытым.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект федерального закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию". Он подготовлен во исполнение требований ст.14 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", обязывающей государство принимать меры по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию (в частности, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение), и предусматривающей введение нормативов подачи информационной продукции, не рекомендуемой для пользования ребенку. 

Данный законопроект направлен также на выполнение Российской Федерацией обязательств, вытекающих из международных договоров России в части охраны прав и законных интересов детей. Он позволяет реализовать в российском законодательстве нормы установленные Конвенцией о правах ребенка ООН (ст. 13, 17, 34), обязывающие государства обеспечивать разработку "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию".

В мае 2008 года на заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждались проблемы организации психолого-педагогической экспертизы игрушек в Москве. Председатель комиссии Е. А. Бунимович указал на то, что такая экспертиза не менее важна, чем санитарно-гигиеническая: взрослые должны знать, какие качества воспитывает в детях та или иная игрушка, как она может повлиять на его развитие. Участники заседания поддержали эту точку зрения, и по итогам обсуждения комиссия приняла решение о целесообразности введение добровольной психолого-педагогической экспертизы (ППЭ) игрушек для их производителей и распространителей. Столичному Департаменту образования было рекомендовано ввести обязательную ППЭ игрушек, игровых материалов и методических пособий, поставляемых в государственные дошкольные образовательные учреждения. Депутаты поддержали организацию на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Центра ППЭ игрушек, игровых материалов и методических пособий в интересах разных групп московских потребителей.

Упомянутые выше предложения и действия законодательных властей по организации системы ППЭ основываются на имеющемся в СССР и современной России опыте такой работы .

С 1934 по 1995 год обязанности по ППЭ частично выполнял художественно-технический совет по игрушке. В 1995 году он распался, потерял актуальность в связи с появлением на нашем рынке массы игрушек иностранного производства. С этого момента ИС оценивались только органами Госстандарта на предмет соответствия их качества ГОСТу и возрастной обусловленности без всякой психолого-педагоги- ческой оценки.
В 1998 г. был принят Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”. В третьем пункте 14 статьи этого закона говорится о необходимости проведения экспертизы настольных, компьютерных, иных игр и игрушек в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий. В 2000 году был утвержден временный порядок этой экспертизы.

В настоящее время, анализируя опыт организации ППЭ целесообразно рассмотреть:

  • деятельность секции "Игрушки и развивающих игр" Федерального Экспертного совета Министерства образования России, которая существовала до мая 2005 года;
  • работу, образованной в ноябре того же года общественной организации – "Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей", которая, по сути, стала преемницей секции министерства;
  • работу по организации психолого-педагогической экспертизы Центра игры и игрушки при МГППУ.

Говоря об опыте организации ППЭ, нельзя забывать о той работе.

которую ведут в этой области наши коллеги из стран СНГ, в частности специалисты из Казахстана и Белоруссии.

Если говорить о следующем шаге развития эффективной психолого-педагогической экспертизы игровых средств в Российской Федерации, то для этого необходимо с системных позиции проанализировать структуру и содержание существовавших в прежние годы и работающих в настоящее время организаций ППЭ. Особое внимание при этом необходимо уделить анализу документов, являющихся нормативной основой работы этих организаций.

Психолого-педагогическая экспертиза игровых средств в секции Федерального экспертного совет при Министерстве Образования РФ

В секцию Федерального экспертного совета "Игрушки и развивающие игры" входили 20 экспертов (научные сотрудники, педагоги, представители предприятий, разрабатывающих и производящих игровую продукцию), к работе секции привлекался актив – около 100 специалистов, которые наряду с членами секции участвовали в рецензировании игровой продукцию. Целью экспертизы игрушек был отбор ИС, которые могли быть допущены для использования в образовательных учреждениях, прежде всего в детских садах.

Нормативной базой для работы секции был приказ Министерства Образования РФ от 26.06.2000 N 1917 "Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей", который устанавливал "Временный порядок проведения экспертизы…". Этот документ определил правила проведения социальной, психолого-педагогической экспертизы в целях разрешения производства ИС, импорта и реализации их на территории Российской Федерации. Эти правила сводились к следующим основным требованиям.
  • Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску, или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку.
  • Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без соответствующего заключения не допускаются.
  • Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение - "Федеральный экспертный совет" Министерства Образования РФ (далее по тексту - ФЭС), а также государственные учреждения, создаваемые органами управления образованием субъектов РФ (далее по тексту - Учреждения).
  • Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых на территории субъектов РФ, кроме компьютерных и электронных.
  • ФЭС:
    • проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно-технологических игр;
    • проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте РФ Учреждения;
    • проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-разработчиками, предприятиями-изготовителями, торговыми организациями отрицательного заключения;
    • рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между Учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы;
    • оказывает методическую помощь Учреждениям.
  • Проведение экспертизы осуществляется на платной основе, порядок оплаты определяется специальной инструкцией.
  • Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки соответствующим критериям оценки.
  • Для проведения экспертизы создается экспертная комиссия (секция) из квалифицированных специалистов: педагогов, психологов, медицинских работников, дизайнеров. В состав экспертной комиссии могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли, общественности. Состав экспертной комиссии, её председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу.
  • По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами. Он является основанием для выдачи заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки принятым критериям оценки. Заключение действительно в течение трех лет. Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения.

Критерии оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, которые предназначались для использования при проведении их экспертизы. Критерии рекомендовались предприятиям-изготовителям и торговым организациям для контроля качества игрушки, а также работникам системы дошкольного образования для создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях.

Устанавливалось две группы Критериев.

а) Критерии группы 1, обеспечивающие безопасность ребёнка , его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие. В эту группу входили Критерии, защищающие ребёнка от таких качеств игрушки, которые:

  • провоцируют его на агрессивные действия;
  • вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать, как играющие партнёры (сверстники, взрослые), так и сама игрушка;
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребёнка.
  • провоцируют его на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

б) В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка :

  • полифункциональность, обеспечивающая гибкое использование игрушки в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях;
  • возможность применения в совместной деятельности, т.е. пригодность игрушки к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого), способность инициировать совместные действия;
  • дидактическая ценность, обеспечивающая возможность использования игрушки в качестве средства обучения ребёнка.
  • эстетическая ценность, позволяющая использовать игрушку как средство художественно-эстетического развития ребёнка, приобщающая его к миру искусства.

При принятии решения о качестве игрушки считалось, что наличие у неё хотя бы одного качества из группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям. Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о её образовательной ценности. Предлагался количественный способ оценивания, предусматривающий выведение интегральной оценки качества игрушки на основе индивидуальных оценок экспертов. Помимо правил проведения экспертизы и критериев оценивания качества игровых средств Приказ №1917 устанавливал формы документов для проведение экспертизы, а также содержал Инструкция о порядке оплаты экспертизы, Нормативы и Схему трудозатрат экспертов при проведении экспертизы.   Психолого-педагогическая экспертиза игровых средств "Объединением независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей"

Эта организация появилась в ноябре 2005 года, её учредителями стали научные работники, педагоги-практики, методисты и специалисты, занимающиеся вопросами развития детей дошкольного возраста. Большинство учредителей имеют многолетний опыт работы в области экспертизы, так как являлись членами распущенных секций ФЭС (Федерального экспертного совета МО РФ) – секций "Игрушка", "Дошкольное образование" и "Электронные издания". Объединение создано, чтобы продолжить проведение экспертизы игрушек, компьютерных игр и образовательных программ, методик развития детей в дошкольном возрасте.

Общественный статус Объединения означает, что на смену административным рычагам использования результатов экспертизы должен прийти не обремененный субординацией заинтересованный диалог с властью, которой независимая экспертиза может помочь в работе над законами и нормативными актами, связанными с детьми.

В миссии Объединения сказано:

"Экспертиза стала частью нашей обыденной жизни. С экранов телевизоров, страниц газет и журналов мы узнаём от специалистов как выбрать продукты питания, компьютеры, телефоны, автомобили и многое другое. Но Вы, наверное, обратили внимание на то, что об экспертизе игрушек, компьютерных и электронных игр, многочисленных авторских методик развития детей никто не пишет и родителям советов не даёт.

Во что и как играют дети вне стен образовательных учреждений? Насколько новые современные игры и игрушки соответствуют образовательным программам и не вредны ли они детям? С какого возраста можно маленького ребёнка можно приобщить к компьютеру и как это сделать? Ответы на эти вопросы поможет дать Межрегиональная общественная организация "Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей" сокращенно МОО "Экспертиза для детей".
Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребёнка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции, как с Запада, так и с Востока. В сочетании с информацией с экранов телевизоров, из журналов и некачественных переводных детских книг неправильные игрушки приводят к соответствующему развитию детей. А иногда наносят урон их психологическому и физическому здоровью.
Целью Объединения является содействие защите прав детей на получения качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции, информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми о продукции полезной для развития детей, а также содействие развитию рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми.

В Положение об "Объединении…" определено, что оно "является независимой общественной организацией, объединяющей в своих рядах российских учёных, педагогов, методистов, производителей и других специалистов, связанных с разработкой, производством и распространением игр и игрушек, методической и учебной литературы, компьютерных игр и обучающих программ, аудио и видео-продукции для детей".

Основным методом достижения своей цели Объединение считает – организацию квалифицированной психолого-педагогической и социальной экспертизы продукции для детей и популяризацию в обществе и органах государственной власти всех уровней результатов этой экспертизы.

При этом основные задачи Объединения сформулированы таким образом:

  • проведение независимой, открытой, компетентной, объективной психолого-педагогической и социальной экспертизы продукции для детей;
  • просветительская работа, популяризация деятельности Объединения, в том числе критериев и результатов оценки продукции для детей;
  • сотрудничество с государственными органами различных уровней по совершенствованию нормативных и законодательных актов, соответствующих целям Объединения;
  • взаимодействие в целях осуществления качественной экспертизы с органами управления образования, различными научными и образовательными учреждениями;
  • разработка и совершенствование критериев психолого-педагогической и социальной экспертизы продукции для детей;
  • совершенствование порядка и процедуры экспертизы;
  • координация деятельности Объединения с работой других центров экспертизы продукции для детей;
  • оказание постоянной помощи органам управления образования, образовательным учреждениям, родителям и другим заинтересованным лицам в вопросах приобретения и использования продукции для детей;
  • консультирование авторов, разработчиков и производителей продукции для детей по вопросам соответствия их изделий критериям психолого-педагогической и социальной экспертизы;
  • сотрудничество со средствами массовой информации для достижения целей Объединения;
  • создание и совершенствование информационно-методического обеспечения по критериям и результатам экспертизы продукции для детей;
  • содействие в повышении квалификации экспертов;
  • обмен опытом с аналогичными международными экспертными организациями, участие в конференциях, конкурсах, выставках по направлению деятельности Объединения;
  • создание некоммерческих организаций со статусом юридического лица по своей тематике;
  • осуществление благотворительной деятельности, в том числе для содействия деятельности в сфере образования, культуры и здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • осуществление обмена опытом по своей тематике с заинтересованными международными и национальными Объединениями, учеными и общественными деятелями Российской Объединения и зарубежных стран;
  • представление и защита своих прав, законных интересов своих членов в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях;
  • свободное распространение информации о своей деятельности;
  • привлечение к участию в работе различных заинтересованных предприятий, учреждений, иных Объединений и отдельных физических лиц, как на территории России, так и за рубежом;
  • организация и проведение научных конференций, симпозиумов, форумов, выставок и семинаров по своей тематике;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности;
  • осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Устава Объединения;
  • создание, развитие и расширение собственной материально-технической базы;
  • создание хозяйственных обществ и иных хозяйственных организаций, обладающих статусом юридического лица;
  • учреждение средств массовой информации, осуществление издательской деятельности.

Правила членства в Объединении определены следующим образом.

  • Учредителями Объединения выступают эксперты, работавшие в ФЭС Министерства Образования РФ. В дальнейшем в члены Объединения принимаются граждане России, которые по своему опыту, образованию или подготовке могут квалифицированно проводить экспертизу продукции для детей.
  • Вступающий в члены Объединения делает это по приглашению Объединения, или по собственной инициативе представляя при этом рекомендации 2-х членов Объединения или рекомендации предприятий или учреждений, которые относятся к сфере образования детей, педагогической науки или разработки и производства продукции для детей.
  • Вновь вступающие члены Объединения платят вступительный взнос в размере не более 300 рублей и ежегодные членские взносы, которыми могут быть безвозмездные экспертизы.

Высшим органом Объединения является общее собрание. Собрание выбирает Президиум Объединения, в составе Президента, Вице-президента, руководителей секций и их заместителей.

Экспертиза продукции происходит по секциям силами членов Объединения. При необходимости в соответствии с утверждённым регламентом экспертизы могут быть привлечены эксперты или рецензенты не входящие в состав Объединения. Все экспертные заключения утверждаются Президиумом.

При проведении экспертизы игровой продукции используются основные и дополнительные критерии:

К основным критериям относятся:

  • Социальная и психологическая безопасность игрушки.
  • Соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям
  • Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.
  • Привлекательность игрушки для ребёнка.
  • Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).
  • Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
  • К дополнительным критериям относятся:
  • Возможность использования игрушки в коллективной игре.
  • Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
  • Прочность и долговечность игрушки.
  • Использование экологически чистых материалов.
  • Качество описания игрушки.
  • Качество упаковки игрушки.

Процедура экспертизы в Объединении строится в соответствии с

Положением об экспертизе игровой, учебно-методической продукции для детей МОО "Экспертиза для детей", которое определяет порядок проведения экспертизы и присвоения знака Соответствия (соответствия психолого-педагогическим требованиям). Знак имеет две категории: высшую - "Рекомендовано" и первую - "Допущено".

"Высшая Категория Соответствия" присваивается игровой и учебно-методической продукции в том случае, если представленные к экспертизе материалы отвечают всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, учитывают возрастные особенности детей, имеют широкую направленность и обеспечивают реализацию комплексных задач развития детей. На титульном листе учебно-методической продукции и на вкладыше и/или игровой продукции делается запись: "Рекомендовано к использованию МОО "Экспертиза для детей", присвоена Высшая Категория Соответствия".

"Первая Категория Соответствия" присваивается игровой и учебно-методической продукции в том случае, если представленные к экспертизе материалы отвечают психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, обеспечивают реализацию развивающих задач, в недостаточной степени учитывают возрастные особенности детей, имеют аналоги, близкие по содержанию и направленности. На титульном листе учебно-методической продукции и на вкладыше и/или игровой продукции делается запись: "Допущено к использованию МОО "Экспертиза для детей", присвоена Первая Категория Соответствия".

На экспертизу может быть представлена игровая и учебно-методическая продукция, предназначенная для детей, родителей и педагогов. Заказчиками экспертизы могут быть государственные и муниципальные органы, общественные организации, физические и юридические лица, заинтересованные в проведении психолого-педагогической и социальной экспертизы.

В Положении об экспертизе определены цели, задачи и принципы экспертизы

Целями экспертизы являются:

  • защита прав детей на получение качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции,
  • информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми об игровой, учебно-методической и электронной продукции полезной для развития детей,
  • развитие рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми.

Основные задачи экспертизы состоят:

  • во всесторонней и объективной оценке содержания, структуры, дидактических принципов и методического аппарата игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей;
  • в установлении её соответствия психолого-педагогическим и социальным критериям экспертизы продукции для детей.

В качестве основных принципов экспертизы определены:

  • соблюдение законности;
  • всесторонность и объективность экспертизы, обоснованность её результатов;
  • комплексность и специализация экспертизы;
  • системность организации экспертной работы и её нормативно-методическое обеспечение;
  • открытость результатов экспертизы для педагогической общественности и родителей.

В Объединении установлен чёткий порядок проведения экспертизы, при котором ИС могут быть представлены на различных этапах готовности в виде модели или макета для получения отзыва МОО "Экспертиза для детей". Знак соответствия присваивается только готовому изделию, которое должно быть представлено вместе с сертификатом установленного образца.

При проведении экспертизы выделены следующие этапы:  

  • Представленные заказчиком экспертизы материалы направляются 2-3 независимым экспертам (при необходимости их число может быть увеличено) для рассмотрения и подготовки рецензий (отзыва).
  • Подготовленные исполнителями экспертизы рецензии обсуждаются с участием заказчика экспертизы на заседании проблемно-тематической группы МОО "Экспертиза для детей", где принимается соответствующее решение.

Заседание предметной секции считается правомочным, если в нём принимает участие не менее 50% членов секции. Допускается очно-заочная форма обсуждения представленного материала.

На заседании предметной секции имеют право присутствовать авторы представленных на экспертизу материалов и представители организаций, учреждений, предприятий, обладающие авторскими правами на их издание.

Решение секции принимается путём открытого голосования и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 участвующих в заседании секции. Решение секции может быть обжаловано в Президиуме МОО "Экспертизы для детей".

Итоговое экспертное заключение и рецензии за подписями председателя заседания и одного из членов Президиума направляется заказчику экспертизы.

Результатом экспертизы могут быть:

  • положительное заключение МОО "Экспертиза для детей" с решением о присвоении знака одной из Категорий Соответствия;
  • решение о повторной экспертизе с указанием направлений доработки;
  • отрицательное заключение.

Повторная экспертиза проводится после доработки и устранения замечаний экспертов. Результатом повторной экспертизы могут быть:

  • положительное заключение МОО "Экспертиза для детей" с решением о присвоении знака одной из Категорий Соответствия;
  • отрицательное заключение.

Игровая и учебно-методическая продукция для детей, претендующая на повышение Категории Соответствия, может быть вновь направлена на экспертизу, но не ранее, чем через 1 год с момента получения знака.

Экспертиза проводится по инициативе и за счёт средств заказчика, если иное не оговорено договором на проведение экспертизы.

Срок процедуры экспертизы игровой, учебно-методической и электронной продукция для детей устанавливается до 3 месяцев с момента регистрации материалов в МОО "Экспертизы для детей".

Срок действия знака устанавливается 5 лет.

Знак соответствия может быть отозван или приостановлено его действие решением Президиума, при обнаружении рекламаций.

Психолого-педагогическая экспертиза игровых средств в МГППУ  

Специалисты Московского городского психолого-педагогического университета в течение ряда лет занимаются проблемой организации психолого-педагогической экспертизы игрушек. При МГППУ создан Центр игры и игрушки, в котором уже сейчас проводится подобная экспертиза.

По мнению специалистов этого Центра сегодня на рынке игрушек предпочтение отдается развитию технологий, автоматизации, детализации. В результате дети получают “умные' игрушки повышенной стоимости, общение с которыми сводится не к игре, развивающей фантазию, а к простому потреблению возможностей технически сложной игрушки.

Это относится и к любимым во все времена куклам. Популярные сегодня куклы - “люди-пауки”, трансформеры, киборги - уводят сознание ребёнка от человеческой жизни.
Поскольку главное достоинство игрушек, с точки зрения их производителей и продавцов, - покупаемость, предпочтение отдается китчево-ярким, зачастую просто страшным игрушкам. При этом на рынке доминируют не отечественные игрушки, а импортные.

Серьезные претензии вызывают аннотации к игрушкам, которые очень часто неправильно определяют возрастную адресацию ИС.
В сложившихся условиях профессиональная психолого-педагогическая экспертиза игрушек крайне необходима. Среди критериев такой экспертизы, считают специалисты МГППУ, должны быть следующие:

  • адекватность игрушки возрастной задаче;
  • её открытость для разнообразных форм активности ребенка;
  • наружная и внутренняя привлекательность игрушки;
  • операциональные возможности игрушки;
  • этическая составляющая (к примеру, игрушка должна поддерживать бережное отношение к живому);
  • связь с культурными традициями своего народа.

Порядок и условия проведения экспертизы уже разработаны Центром игры и игрушки. Итогом её проведения должно быть присвоение игрушке, игровому пособию, компьютерной игре своеобразного знака качества “Детские психологи рекомендуют”.

Принципиальными особенностями экспертизы ИС в МГППУ считают:

  • необходимость оценки их качества с точки зрения того, какую роль ИС может играть в развитии ребёнка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с его помощью.
  • существенное отличие психолого-педагогической экспертизы ИС от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, ввиду того, что при ППЭ под качеством ИС понимается возможность с его помощью развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования его познавательной сферы и личности в целом.
  • разработка критериев оценки ИС является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с одной стороны, анализа того, что входит в задачи развития каждого возрастного периода, с другой стороны – через какие свойства игрушки и действия с ней должны реализовываться эти задачи.
Правила проведения психолого-педагогической экспертизы игровых средств , принятые в Республике Казахстан.

(Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10.06.2008 года № 337.)

В общих положениях этих правил говориться о том, что они разработаны в целях реализации Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "О безопасности игрушек" и определяют порядок проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек. В качестве цели экспертиза заявлено установление соответствия игрушек психолого-педагогическим критериям безопасности игрушек для детей, а также сохранение нравственно-эмоционального благополучия детей.

Органом, обеспечивающим организацию и проведение экспертизы игрушек, назван Департамент среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее по тексту — уполномоченный орган).

В республике принят порядок проведения экспертизы игрушек, включающий следующие основные этапы.
  • Департамент организует работу по созданию и проведению Экспертного совета по экспертизе игрушек при областных департаментах образования и департаментах образования городов Астаны и Алматы. Состав Экспертного совета утверждается областными департаментами образования и департаментами образования городов Астаны и Алматы (далее по тексту — Департаменты). В состав Экспертного совета входят квалифицированные специалисты: педагоги, психологи, художники, дизайнеры (далее по тексту — эксперты).
  • Основными задачами Экспертного совета являются:
    • проведение экспертизы игрушек;
    • выдача заключения экспертизы на основании Критериев оценки требований психолого-педагогической безопасности игрушек.
  • Лица, размещающие игрушки на рынке Республики Казахстан (далее по тексту — заявители), в установленном порядке представляют их на рассмотрение Экспертного совета. Для этого заявители представляют в соответствующие Департаменты заявление установленного содержания на государственном и русском языках.
  • Экспертиза проводится в срок, не превышающий тридцать календарных дней со дня представления экспертам материалов. В случае необходимости изучения дополнительных материалов и информации для проведения экспертизы срок проведения экспертизы продлевается до тридцати календарных дней.
  • По результатам экспертизы игрушек эксперты выдают заключение о соответствии (несоответствии) психолого-педагогическим требованиям безопасности игрушки. Экспертное заключение должно содержать мотивированные, объективные, обоснованные и полные выводы. Заключение действительно в течение трёх лет.
  • В случае выявления опасных психолого-педагогических факторов в игрушках, находящихся в реализации, уполномоченный орган объявляет о них через средства массовой информации.
  • При получении отрицательного экспертного заключения изготовитель и (или) заявитель в месячный срок со дня получения заключения устраняет недостатки и обращается в Департаменты для проведения повторной экспертизы. Ответ направляется заявителю в срок до тридцати календарных дней со дня получения письменного запроса.