Система требований, регламентов к психолого-педагогическому, нормативно-правовому, в том числе требования к педагогическому общению и учебному сотрудничеству и взаимодействию; кадровому обеспечению и ресурсному составу современной школы

Психологическое и социальное здоровье детей и молодежи, защита их прав и интересов, психологическое обеспечение социальной адресной поддержки обучающихся являются приоритетными задачами развития образовательной системы Российской Федерации. Для обеспечения развивающей, воспитывающей, безопасной, психологически комфортной образовательной среды, в которой обучается, развивается ребенок, необходима гуманизация методов и средств воспитания и обучения, способов воспитательного воздействия на ребенка, чтобы оградить его от деструктивного, разрушающего воспитательного и психологического влияния. Решение поставленной задачи выдвигает высокие требования уровню психолого-педагогической компетентности психологов и педагогов ОУ.

Требования к психолого-педагогическому обеспечению современной школы

Психолого-педагогическое обеспечение современной школы должно отвечать следующим требованиям:

  1. обеспечивать внедрение психологических знаний в практику образования, психологическую грамотность участников образовательного процесса как ресурса сохранения и укрепления соматического, нервно-психического, нравственного и психологического здоровья детей и молодежи, установления и поддержания оптимального социально-психологического климата в коллективах ОУ;
  2. обеспечивать психологическое сопровождение детей и молодежи на этапах общего образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения, в условиях дистанционного и обучения и экстерната, в условиях дополнительного образования детей и молодежи;
  3. обеспечивать психологическое сопровождение модернизации образования;
  4. реализацию равноправного диалогического учебного сотрудничества на основе принятия самоценности ребенка и детства, уникальности и самобытности личности и ее права на выбор индивидуальной образовательной траектории с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и познавательных потребностей и избирательности интересов;
  5. обеспечивать комплексность оказания психологической помощи и сопровождения, путем организации взаимодействия разных специалистов для решения проблем детей и молодежи;
  6. обеспечивать психологическую поддержку и сопровождение детей "групп риска" - детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей, детей с девиантным поведением, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в развитии и т.п.
  7. обеспечивать проведение психологического мониторинга, проектирования и экспертизы образовательных программ и образовательного процесса;
  8. обеспечивать эффективную деятельность центров психолого-педагогической медико-социальной помощи детям (ППМС-центров) в ее психологической составляющей.

Требования к нормативно-правовому обеспечению современной школы

Для обеспечения деятельности современной школы как ресурса психологического комфорта и толерантности необходимо:

  1. разработать закон об оказании психологической помощи детям и молодежи, в том числе нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок оказания психологической помощи и психологического сопровождения развития, образовательно-воспитательного процесса детей и молодежи в образовательных учреждениях на всех ступенях общего образования;
  2. разработать правовые нормы сертификации и лицензирования психологов, работающих с детьми и молодежью в образовательных учреждениях;
  3. продолжить совершенствование нормативно-правовой базы в части финансирования деятельности психологов и педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях и ППМС-центрах в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование;
  4. обеспечить нормативно-правовую основу проведения психологических экспертиз, направленных на оценку соответствия образовательной среды (образовательных программ учебных пособий, образовательных траекторий) задачам воспитания и развития, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценку психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений;
  5. обеспечить нормативно-правовое определение должностных обязанностей и прав для работы в ОУ, сферы компетентности и ответственности психологов с квалификацией "бакалавр" и квалификацией "магистр" с учетом перехода на двухуровневую модель подготовки профессиональных психологов  

Требования к кадровому и ресурсному обеспечению современной школы

  1. материально-техническое оснащение ППМС центров и кабинетов психологов и педагогов-психологов в образовательных учреждениях;
  2. наличие программно-методического и информационного обеспечения деятельности специалистов-психологов образования, включая создание методических центров и кабинетов;
  3. наличие системы управления психологической службы в системе образования;
  4. наличие региональных программ развития психологической службы в системе образования;
  5. совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов, педагогов-психологов и педагогов с учетом перехода к реализации Федерального государственного образовательного стандарта для начальной школы (2010 год), изменения социо-культурной ситуации образования в условиях глобализации и социальных перемен, перехода системы высшего профессионального образования на уровневую модель подготовки кадров;
  6. заданный целями и задачами деятельности ОУ необходимый уровень психологической компетентности специалистов ОУ, работающих с детьми для обеспечения безопасной, развивающей психологически комфортной среды

 

Регламент нормативно-правовой основы психологической работы с детьми и молодежью психологов и психологов-педагогов, работающих в ОУ  

Основой разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок и нормы психологической работы с детьми и подростками, являются Конвенция о правах ребенка ООН, Закон об образовании РФ, семейный кодекс РФ, этический кодекс и нормы работы психолога с детьми, Закон города Москвы "О психологической помощи населению в городе Москве.

Основными положениями, определяющими регламент нормативно-правовой основы психологической работы с детьми и молодежью, являются (Бурменская и др., 2005; Дубровина И.В., 1991):

  1. Нормативно-правовая база обеспечивает доступность и качество психологической помощи учащимся ОУ, их родителям, педагогам, тем самым, способствуя созданию психологически комфортной, безопасной, толерантной развивающей образовательной среды в ОУ.
  2. Основными этическими принципами оказания психологической помощи детям и подросткам в ОУ являются принципы охраны интересов ребенка, конфиденциальности, добровольности, профессиональной компетентности. Для проведения психологической работы с ребенком необходимо получение согласия его родителей, опекуна или иного законного представителя.
  3. В случае выявления отклонений, нарушений и трудностей развития ребенка психолог обязан использовать все имеющиеся средства для оказания необходимой психологической помощи ребенку, включая инициативу обращения в органы опеки и попечительства детей и подростков в случае отказа родителей на проведение психологической работы с ребенком, их временного отсутствия или недееспособности, или при нарушениях типа семейного воспитания (гипопротекция и безнадзорность, жестокое обращение).
  4. Основными видами психологической работы с детьми и подростками, реализуемыми в ОУ, являются психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое сопровождение, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая реабилитация, психологическая коррекция, психологический тренинг.
  5. При проведении психологической работы с ребенком психолог обязан информировать детей, подростков и их родителях о целях работы, ее возможных рисках и преимуществах.
  6. В случае невозможности оказания необходимой психологической помощи ребенку в ОУ психолог (психолог-педагог) обязан направить ребенка в соответствующий муниципальный или региональный центр, либо иное психологическое учреждение для оказания помощи.
  7. Результаты диагностического психологического обследования или иная информация, связанная с оказанием психологической помощи строго конфиденциальна.
  8. Психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций.
  9. Психолог (психолог-педагог) осуществляет психологическое обеспечение образовательного процесса в его психологической составляющей, проводит психологическую экспертизу инновационных и развивающих образовательно-воспитательных программ, устанавливая их соответствие возрастным особенностям ребенка и целевому назначению.
  10. Психологическая работа осуществляется в следующих формах – краткосрочной, долгосрочной, экстренной; индивидуальной и групповой.
  11. К психологической работе с детьми и подростками допускаются специалисты-психологи, уровень квалификации которых отвечает установленным требованиям, в том числе включает специальную подготовку в области возрастной (детской и подростковой) и педагогической психологии, семейной психологии, психологического консультирования (возрастно-психологического и семейного); психодиагностики, психологической коррекции; подготовку в области психологической реабилитации и профилактики.  

Регламент проведения экспертизы образовательной среды как ресурса психологического комфорта и толерантности

В последние десятилетия практика проведения экспертиз в области образования получила достаточно широкое распространение. Предметом экспертизы могут быть федеральные, региональные и муниципальные образовательные проекты, направлений развития содержания образования, отдельных программ, учебных заведений и центров, учебников, учебных пособий, методических материалов; систем оценивания знаний; психического, личностного развития и здоровья учащихся, подготовки кадров, образовательных ресурсов, включая Интернет ресурсы и электронные пособия (Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В., 2008). Экспертиза образовательной среды определяется следующим регламентом:

  1. Цель экспертизы – оценивание соответствия образовательной среды заданным требованиям и критериям психологического комфорта и толерантности.
  2. Оценивание осуществляется как последовательность этапов:
    • выбор эталонных критериев, в отношении которых будет производиться оценка,
    • установление на основе выбранных критериев стандартов образовательной среды и уровней стандартов для заключения о качестве образовательной среды;
    • сбор данных о соответствии параметров образовательной среды избранным критериям;
    • обобщение данных и обоснование заключительной оценки в итоговом экспертном заключении
  3. Критериями оценивания образовательной среды как ресурса психологического комфорта и толерантности являются:
    • эффективность общения, взаимодействия и кооперации в учебном сотрудничестве учащихся с учителем и со сверстниками;
    • характер межличностных отношений участников образовательного процесса;
    • эффективность педагогического общения;
    • уровень конфликтности, частота, содержание конфликтов, причины конфликтов и способы их разрешения;
    • проявления этноцентризма и культуроцентризма, ксенофобии, мигрантофобии, шовинизма;
    • случаи травли, буллинга (по результатам наблюдений и анкетирования);
    • уровень школьных достижений, эффективность учебной деятельности;
    • удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся в учебной деятельности;
    • уровень развития школьного самоуправления, степень реальной включенности учащихся в школьную жизнь и степенно принятия ответственности;
    • эмоциональный статус участников образовательного процесса (наличие нарушений по типу тревожности, фрустрированности, депрессивности, эйфории, дисфории, лабильности)
    • соответствие учебной и информационной нагрузки учащихся их возрастным и индивидуальным особенностям;
    • использование здоровьесберегающих технологий;
    • материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  4. Сбор данных осуществляется анонимно/конфиденциально с соблюдением этических норм в отношении всех участников образовательного процесса.
  5. Общая оценка образовательной среды и заключение экспертизы должно стать основой для ее оптимизации. Соответственно, существенным компонентом заключения должна стать система рекомендаций в отношении изменения/развития образовательной среды.  

Регламент психологического сопровождения детей и молодежи на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения общего образования  

Основой разработки регламента психологического сопровождения стал "Закон об образовании", Концепция модернизации российского образования до 2010 года, основные положения теории вариативного образования. Регламент раскрывается в следующих положениях:

  1. Система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, удовлетворение их познавательных потребностей и интересов.
  2. Цель психологического сопровождения подростков на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения – помощь и содействие в предварительном профессиональном и жизненном самоопределении, и на его основе построение индивидуальной образовательной траектории и личной профессиональной перспективы (на этапе профильного обучения).
  3. Психологическое сопровождение осуществляется как содействие в решении следующей последовательности задач:
    • общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и перспективах ее изменения, запросах рынка труда и занятости;
    • знание мира профессионального труда (степень информированности о профессиях);
    • выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование во временной перспективе с другими важными жизненными целями);
    • выделение ближайших и ближних профессиональных целей как этапов пути к дальней цели;
    • ориентация в конкретных выбираемых целях (профессиях, учебных заведениях, местах работы);
    • представление о своих возможностях и качествах, которые могут стать препятствием для достижения поставленных целей;
    • представление о способах преодоления своих недостатков;
    • представление о своих качествах и способностях, которые могут стать опорой в достижении поставленных целей;
    • представление о внешних препятствиях на пути к целям;
    • знание о путях преодоления внешних препятствий;
    • наличие резервных вариантов выбора (для случая неудачи в достижении поставленной цели);
    • представление о смысле своего будущего профессионального труда;
    • начало практической реализации ЛПП – осознание того, что уже сегодня реально делает учащийся для реализации своих профессиональных планов (Пряжников Н., 2005) .
  4. В процессе психологического сопровождения используются активные методы: интерактивная диагностика; социально-психологические игры, тренинг, групповые дискуссии.
  5. Важными условиями психологического сопровождения является организация рефлексии подростком личной профессиональной перспективы и основы выбора профиля обучения; контроля за ходом реализации жизненных планов в отношении будущей профессии; помощь в организации коррекции жизненных планов; помощь в овладении средствами управления и организации своей учебно-профессиональной деятельности, формирование личностного смысла профессионального труда.

Регламент системы повышения квалификации психологов и педагогов-психологов для работы в системе психологической службы в школе

Регламент системы повышения квалификации психологов и педагогов-психологов исходит из

  • стратегических задач модернизации образования,
  • изменения общей парадигмы системы образования, нашедшей отражение в принятом в октябре 2009 года новом Федеральном государственном образовательном стандарте для начального образования второго поколения, где целями образования провозглашаются общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечиваемые психологической составляющей стандарта – Программой развития универсальных учебных действий (Асмолов А.Г.и др., 2008);
  • возрастания социальных требований к уровню психологического обеспечения и сопровождения образовательно-воспитательного процесса;
  • роста детей и подростов с трудностями обучения и развития и возрастанием потребности в получении квалифицированной адресной психологической помощи, включая помощь в экстремальных ситуациях;
  • планируемого с 2010 года перехода высшего профессионального образования психолога на двухуровневую модель подготовки – бакалавр-магистр;
  • достижений отечественной и зарубежной психологической науки и практики.

Организация системы повышения квалификации психологов и педагогов-психологов основывается на следующих положениях:

  1. Целью повышения квалификации является создание условий для профессионального роста и развития психологов и педагогов-психологов, повышения уровня профессиональной компетентности в области психологического обеспечения образовательно-воспитательного процесса, психологического сопровождения и оказания психологической помощи детям, подросткам, их родителям, педагогам и профилактика явления эмоционального выгорания психологов, работающих в психологической службе ОУ.
  2. Значительное усиление практической составляющей повышения квалификации – от 20% до 75% часов от общего объема часов должно быть направлено на практическую подготовку (овладение новыми методиками и техниками диагностической, консультативной, профилактической, реабилитационной работы, методами психологической коррекции и тренинга).
  3. Повышение квалификации должно быть построено по модульному принципу с учетом характера задач и особенностей профессиональной деятельности слушателей. Критериями выделения модулей должны стать система профессиональных задач, внутренняя логика усвоения – от системно-ориентирующего курса к базовому – специфицированному в соответствии с задачами профессиональной деятельности содержанию и, наконец к практическому овладению.
  4. Для обеспечения повышения квалификации в области психологического консультирования в программу повышения квалификации должна быть включена как особая форма учебно-профессиональной деятельности супервизия, включающая часы на индивидуальную и групповую супервизию.
  5. Обучение в системе повышения квалификации психологов в образовательных учреждениях должно включать групповые формы работы, в частности проектную работу.
  6. Обучение в рамках повышения квалификации должно реализовываться как рефлексивный процесс профессионального и личностного роста слушателей, выступающий как основа построения дальнейшей профессиональной карьеры и индивидуальной образовательной траектории. Необходимо уделить особое внимание формированию профессионально важных качеств психолога в образовании (Регуш Л.А., Реан А.А., 2007).
  7. Актуальными и социально востребованными темами повышения квалификации психологов и психологов педагогов, работающих в ОУ, являются следующие:
    • Психологическое сопровождение внедрения ФГОС начального и общего образования;
    • Психологическое сопровождение формирования гражданской идентичности и воспитания толерантности личности учащихся
    • Психологическая помощь детям и подросткам в экстремальных ситуациях.
  8. Результаты и итоги повышения квалификации должны быть отражены в портфолио психолога, работающего в ОУ и стать основанием для его аттестации и динамики профессиональной карьеры.
  9. Повышение квалификации психолога в образовании должно носить систематическую форму не реже 1 раза в 5 лет.

Регламент организации системы управления психологической службы в системе образования

Регламент системы управления психологической службы в системе образования основывается на Законе об образовании РФ и исходит из принципов:

  1. приоритета стратегических задач модернизации образования, определенных Федеральной программой развития образования на 2006-2010 годы;
  2. обеспечения доступности качественной и доступной психологической помощи для всех субъектов образовательного процесса;
  3. системности, иерархичности, структурного единства на разных уровнях системы управления и мобильности системы управления;

Организация системы управления основывается на следующих положениях, разработанных в проекте "Концепции развития системы образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (Концепция.., 2007):

  1. Система управления психологической службы в образовании руководствуется в своей деятельности Федеральной программой развития психологической службы в системе образования, нормативно-правовыми актами.
  2. Система управления реализуется на Федеральном, региональном и муниципальном уровне, каждый из которых обладает своей зоной ответственности и компетентности. Общее и научно-методическое руководство системой на федеральном уровне возлагается на соответствующие структурные подразделения Минобрнауки и Рособразования, Координационный совет по психологическому обеспечению при Минобрнауки и Федеральные центры федеральных округов.
  3. Общее и научно-методическое руководство системой на региональном уровне возлагается на соответствующие структурные подразделения управлений образования субъектов Федерации и Координационный совет по психологическому обеспечению при органах управления образования субъектов Федерации.
  4. Общее и научно-методическое руководство системой на муниципальном уровне возлагается на соответствующие структурные подразделения управлений образования субъектов Федерации и Координационный совет по психологическому обеспечению при органах управления образования субъектов Федерации.
  5. В состав системы психологического обеспечения образования на муниципальном уровне входят отделы в муниципальных органах управления образованием; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), оказывающие первичную и специализированную помощь всем участникам образовательного процесса; государственные и негосударственные муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов в составе территориальных управлений, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса; муниципальные ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии), обеспечивающие выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
  6. На уровне образовательного учреждения психологическое обеспечение образования осуществляется структурным подразделением образовательного учреждения - психологической службой, в состав которого входят два и более специалиста с высшим психологическим образованием (из расчета один педагог-психолог на 250 обучающихся). При отсутствии условий для создания психологической службы в образовательном учреждении вводится должность педагога психолога (психолога), принимающего на себя функции обеспечения и психологического сопровождения образовательного процесса, проведения психологической профилактики, диагностики, психологической коррекции и реабилитации, психологического просвещения, оказания психологической помощи всем участникам образовательного процесса.
  7. Каждый нижестоящий уровень подотчетен вышестоящему, осуществляющему функции формулирования стратегии, тактики деятельности; планирования, контроля.
  8. Психологическая служба образовательного учреждения разрабатывает план деятельности и развития службы ОУ и по согласованию с руководителем ОУ осуществляет все виды деятельности и психологической практики.