Институт социального конструирования

Проектирование пространства и архитектуры современных дошкольных образовательных учреждений Германии

Алиева Эвелина Факировна,
Радионова Ольга Радиславовна

В июне 2012 г. сотрудники Института – Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. посетили Германию по приглашению компании « Kameleon » (г. Гамбург), занимающейся проектированием пространства дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Целью поездки стало ознакомление с общей концепцией проектирования пространства и архитектуры современных ДОУ Германии на основе базового обзора практик организации пространства для детей раннего и дошкольного возраста. Особое внимание в ходе поездки было уделено психолого-педагогическому аспекту в проектировании открытого пространства детских садов и яслей, а также системе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогического персонала в рамках применения на практике общей концепции проектирования пространства и архитектуры современных ДОУ.

Встреча с немецкими коллегами началась с презентации «Гамбургской концепции организации пространства» для детей раннего и дошкольного возраста, разработанной Ангеликой фон дер Бэк. Были названы и обоснованы критерии организации и качества педагогического пространства для детей до трех лет, которые ориентированы, с одной стороны, на потребности развития, образования, здоровья и комфортного самочувствия детей, а с другой – на функциональную составляющую помещений, в которых находятся дети.

Презентация состоялась в офисе компании «Kameleon», занимающейся также распространением игрового развивающего оборудования, где были представлены демонстрационные образцы игровой продукции, соответствующие принципам организации пространства и критериям качества для помещений, в которых дети до трех и более лет живут, комфортно себя чувствуют и получают импульсы для своего развития.

В ходе презентации обсуждался ряд вопросов, касающихся:

  • особенностей производства и специфики использования игрового развивающего оборудования;
  • нормативно-правового регулирования деятельности детских садов «открытого типа»;
  • профессиональной подготовки педагогических кадров к работе по представленной концепции;
  • возможностей обмена опытом с российскими коллегами по организации игрового развивающего пространства ДОУ и яслей.

111

Фото 1. Образцы игрового развивающего оборудования

В ходе поездки представители российской делегации посетили шесть детских садов и яслей городов Гамбурга и Веймара, работающих по концепции «Пространство – третий педагог», направленной на современное и инновационное проектирование пространства и создание новой архитектуры немецких ДОУ . Целью визитов в детские сады было ознакомление с опытом организации открытого игрового пространства для детей раннего и дошкольного возраста, современными подходами к проектированию помещений, особенностями взаимодействия с семьями воспитанников. Российской делегации во всех учреждениях был оказан теплый прием, встречи проходили в дружественной обстановке с максимальной обоюдной профессиональной заинтересованностью и вниманием. Каждая встреча начиналась с экскурсии по учреждению. Атмосфера детских садов и яслей пронизана уважением к индивидуальности каждого ребенка и нацеленностью на полноценное развитие его личности в комфортных условиях разновозрастного детского коллектива. Подтверждений этому множество. Остановимся на некоторых их них.

Во-первых, одной из особенностей проектирования учреждений «открытого типа» являются инновационные структурные и пространственные элементы, при использовании которых у детей возникает устойчивое ощущение комфорта и спокойствия. К ним относятся, в первую очередь, цветовое решение стен и разноуровневое освещение помещений, где находятся дети. Светильники различных видов и типов дают возможность по-разному освещать помещения и предметы в них, что позволяет детям наблюдать не только за изменениями очертаний предметов, но и за преломлением визуального «объема» самого пространства (сужение, расширение, многомерность и др.). Особое значение освещению придается в тех помещениях, где находится игровое спортивное оборудование. Разнообразное разноуровневое освещение этих помещений способствует формированию ощущения пространства и расстояния, когда дети, передвигаясь по различным горкам, лесенкам, шестам и канатным сеткам, изучают физические возможности своего тела, учатся выбирать и координировать оптимальные действия при передвижении в различных плоскостях игрового пространства. в групповом помещении создаются зоны, которые за счет материала покрытия на полу и цветового решения способствуют приятному пребыванию там. Одновременно они обеспечивают детям получение сенсорных, моторных и когнитивных раздражителей, в особенности за счет видов наружу (из больших, низко опущенных окон), а также ступеней, уклонов, подиумов или шесты для лазания.

222

Фото 2. Оформление игровой комнаты

Во-вторых, в учреждениях, работающих по концепции открытого пространства, предусмотрено свободное передвижение воспитанников по помещениям детского сада в течение всего времени нахождения в детском саду. Дело в том, что в детских садах «открытого типа» отсутствует разделение детей на возрастные группы, и, соответственно, нет требований к обязательному нахождению детей в закрепленных за группами помещениях. Для совсем маленьких детей предусмотрены особым образом сконструированные двери между помещениями, где нижняя часть двери застеклена. Такое необычное решение помогает «стирать границы» пространства, в котором находятся малыши, и позволяет им наблюдать за происходящим вне игрового помещения.

В детских садах оборудован целый ряд функциональных помещений (различные лаборатории, ателье, мастерские, театральные студии, детские типографии и др.), где дети любого возраста могут развивать свои способности. За каждым помещением «закреплен» педагог, который не только обеспечивает систематическое обновление предметной развивающей среды в данном помещении, но и оказывает помощь и поддержку детям при работе с этой средой. Предметная среда подобных помещений многообразна, практически все ее объекты находятся в свободном доступе для детей. Каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать с предметной средой, используя ее объекты в соответствии с их функциональной составляющей. Задача педагога – объяснить ребенку эту составляющую и оказать необходимую помощь, поддержку при безопасном использовании игрового и развивающего оборудования. Педагог включается в совместную деятельность с детьми только в том случае, если у самого ребенка появляется в этом необходимость. В некоторых лабораториях и помещениях для строительства и конструирования детям предлагаются сложные схемы, рисунки, макеты (например, схема строения костно-мышечной системы человеческого организма или профессиональный чертеж самолета, парохода или жилого дома). Такие сложные для понимания детей объекты часто используются в детских садах «открытого типа». Это объясняется тем, что в процессе игры, наблюдения или конструирования ребенок сталкивается с необходимостью что-либо зарисовать, начертить. Вот тогда он и обращается к профессиональным образцам, узнает некоторые требования к оформлению чертежей и рисунков, построения макетов и моделей, стремится, в силу своих возрастных возможностей, выполнить чертеж или рисунок максимально приближенным к образцу.

Особое внимание педагог уделяет поддержанию комфорта и благоприятного психологического климата во вверенном ему помещении.

Но самое главное, педагог должен знать и учитывать психолого-возрастные, физиологические и физические особенности развития детей разного возраста, которые одновременно приходят в его помещение. В некоторых детских садах (например, в г. Веймаре) существует практика работы с детьми дошкольного и школьного возраста, не посещающими детский сад, но проживающими в данном районе. Это дети, как правило, из социально незащищенных семей, нуждающиеся в заботе и внимании взрослых. Поэтому в детских садах «открытого типа» трудятся только те педагоги, которые имеют специальное образование, позволяющее работать с детьми в возрастном диапазоне от 0 до 18 лет.

333

Фото 3. Оформление игрового помещения детского сада

В-третьих, интересен сам процесс организации жизни детей в детском саду и яслях в течение дня. Начинается день в детском саду «открытого типа» с общего собрания всех детей и педагогов в большом холле, на полу которого выложен круг. Все рассаживаются по кругу на полу. В центре круга помещаются несколько предметов, являющихся неким символом правил общего собрания. Например, если ребенок хочет задать вопрос, то он возьмет из центра круга камень, если хочет сказать «длинную речь», поделиться своими размышлениями – палочку. В такой игровой манере происходит обучение детей правилам общения в коллективе, прививается чувство уважения к мнению других людей, формируются навыки произвольного слушания и некоторые ораторские умения. В момент выступления никто не перебивает говорящего, зная, что позже у каждого появится возможность задать какой-либо вопрос, уточнить услышанное, дать совет или просто высказать слова поддержки. Педагоги наравне с детьми принимают активное участие в обсуждении услышанного, высказывают свое мнение, комментируют, советуют. Такой прием очень сближает всех участников образовательного процесса, дает возможность продемонстрировать неравнодушное отношение к чужим проблемам и радостям. Кроме того, сидя в кругу, каждый ребенок решает для себя, в какую лабораторию он отправится сегодня, и сообщает об этом детям и взрослым. В этом случае дети учатся планировать свои действия, исходя из собственных интересов и намерений.

В течение дня каждый ребенок может посетить несколько лабораторий, ателье, игровых залов, самостоятельно переходя из помещения в помещение, осваивания различные виды деятельности и открывая для своего развития все новые и новые горизонты. Например, дети вместе с педагогами и работником кухни могут поучаствовать в приготовлении пищи в кухонных помещениях, где все оборудовано как для взрослых, так и для детей. В детских «ресторанах», предназначенных для приема пищи детей дошкольного возраста, также полное самообслуживание – они сами сервируют столы, убирают за собой посуду после еды, приводят помещение «ресторана» в порядок. В детских садах «открытого типа» во время приема пищи детям не предлагают персональные порции. Каждый ребенок может положить себе столько еды, сколько он хочет (или может) съесть, что в корне отличает процесс организации принятия пищи от тех норм и правил, которые существуют в российских детских садах. Пробы разнообразной пищи в оптимальных количествах позволяют не только развивать у детей вкусовые приоритеты, но и употреблять такое количество пищи, которое необходимо ребенку в конкретный момент времени.

Особый интерес представляет собой организация сна детей, для которого в режиме дня детского сада выделяется определенный период времени. Но самое главное, если ребенок захотел спать в неурочное время – он спит. Сон может «застигнуть» малыша во время игры. Для таких случаев в детских садах существуют легкие матрасы, подушечки и одеяла, которые каждый ребенок может развернуть в выбранном им месте помещения и спокойно отдохнуть, пока другие дети играют. Во время общего дневного сна дети располагаются по всему периметру помещения, в том числе и в уютных нишах («пещерах») и на балкончиках игровых объектов. Дети выбирают место для сна самостоятельно – в уединении или рядом с друзьями. Спят дети на переносных матрасиках. Если ребенок не хочет спать, он оправляется в любую лабораторию или ателье и продолжает там заниматься до тех пор, пока не проснутся другие дети. Исключение составляют дети ясельного возраста, которым рекомендуется спать в индивидуальных кроватках.

Прогулки в детских садах «открытого типа» также отличаются от традиционных норм. Участок для прогулок в таких детских садах особым образом спланирован. На нем есть небольшой участок леса с деревьями и кустарниками, где так удобно строить шалаши или лазить по деревьям. Есть место для игры с песком и водой. Разнообразные маленькие домики позволяют детям уединяться, а зеленые полянки – играть в подвижные игры, бегать и веселиться. Есть и небольшие овражки, где дети учатся спускаться и подниматься. И, конечно же, есть стационарные игровые комплексы, позволяющие развивать различные виды движений. Детям во время прогулки предлагаются различное игровое оборудование, велосипеды и самокаты. Всем находится занятие по душе, некогда скучать и баловаться.

На поддержание хорошего настроения у детей направлено все: заботливое и внимательное отношение педагогов; различные «приятные мелочи», которые дают возможность каждому ребенку почувствовать себя защищенным и счастливым, «кривые зеркала» – для смеха; зеркальные призмы, в которые можно спрятаться и увидеть себя во всех гранях одновременно – для удивления; прозрачные шары с подарками внутри и фотографией каждого ребенка, которые яркой гирляндой висят в группе и «ждут» дня рождения каждого малыша – для радости. И, конечно же, у каждого ребенка есть индивидуальный «ящичек с сокровищами»; на нем – фотография маленького хозяина. В ящичке хранятся предметы, близкие сердцу каждого малыша (фотографии родителей, игрушки, соски, фантики и картинки, гвоздики и болтики, в общем, все, что так дорого ребенку и напоминает ему о родном доме). К «ящику с сокровищами» имеет право прикасаться только его хозяин, и все – соблюдают это условие. Ребенок (даже самый маленький) может открыть ящик, проверить или дополнить его содержимое. Основное правило гласит: играть в содержимое «ящичка с сокровищами» в детском саду нельзя. Это те предметы, в которые ребенок может поиграть дома. Таким образом, «ящичек с сокровищами» выполняет функцию символа связи ребенка с домом, его семьей.

И, наконец, в-четвертых, это система особой подготовки кадров к работе в соответствии с концепцией открытого пространства. Многие педагоги и представители администрации детских садов, которые посетила российская делегация в ходе поездки, – это люди, пришедшие в дошкольный мир еще в те времена, когда существовали две Германии – ГДР и ФРГ. Педагоги, работавшие в детских садах ГДР, отмечают, что им пришлось серьезно перестраиваться для того, чтобы принять для себя новые подходы, методы и приемы работы и научиться работать в соответствии с концепцией открытого пространства. Однако, преодолевая в течение 10 лет внутреннее и внешнее сопротивление, в детских садах «открытого типа» сложились надежные педагогические коллективы единомышленников, отличающиеся обилием инновационных подходов к воспитанию детей ясельного и дошкольного возраста. Здесь работают только специалисты, имеющие высшее специальное педагогическое образование.

Большой интерес представляет то, что в каждой из земель Германии существует своя развернутая концепция по дошкольному воспитанию (учитывающая специфику работы с детьми на различных территориях Германии), основанная на единой и общепринятой во всей стране. На основании концепции каждое дошкольное учреждение составляет свою программу, отражающую особенности организации работы с детьми ясельного и дошкольного возраста на данной территории. Ежегодно (при отсутствии в Германии общей системы повышения квалификации) педагоги каждого детского сада или яслей повышают свое профессиональное мастерство. В течение учебного года педагоги обсуждают интересующие их вопросы, возникающие внутри учреждений. Затем, выделив наиболее важные, они обращаются к учредителю дошкольного учреждения с просьбой обеспечить встречи (они могут быть организованы в различных формах – лекции, семинары, обмен опытом с другими учреждениями и др.) с представителями педагогической науки и практики. Учредитель подбирает необходимых специалистов по всей Германии. На несколько дней в году дошкольное учреждение закрывается, и в детском саду проходят такие встречи, направленные на повышение квалификации педагогов. В это время коллективы детских садов могут выехать в другие дошкольные учреждения, чтобы обменяться передовым педагогическим опытом с коллегами. Затем весь коллектив ДОУ выезжает в другие города Германии с целью посещения различных музеев, театров, выставочных комплексов и других интересных мест, чтобы потом, по возвращении домой, поделиться всем увиденным со своими маленькими воспитанниками.

Итак, это лишь некоторые моменты, которые вызвали особый интерес представителей российской делегации в ходе знакомства с работой немецких коллег по общей концепцией проектирования пространства и архитектуры современных ДОУ Германии. Хочется отметить, что обилие различных объектов игровой развивающей среды, сама организация жизни детей в течение дня делают время пребывания детей в детском саду открытого типа очень интересным и насыщенным. Дети находятся в постоянном движении, занимаются разнообразными интересными и полезными делами. Они учатся жить в коллективе, уважать ровесников и взрослых, с пониманием относиться к слабостям других людей, радоваться успехам своим и чужим. Дети постигают азы самостоятельной творческой и познавательной деятельности при мудрой поддержке взрослых. И есть еще многое другое, что делает каждый день пребывания ребенка в детском саду «открытого типа» радостным, светлым и счастливым.

После посещения детских дошкольных учреждений Германии стало очевидно, что пространства и оформление помещений для детей дошкольного возраста не должны задумываться как специальные помещения, просто они дают возможность детям и взрослым чувствовать себя комфортно и свободно.