Институт социального конструирования

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ФОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И МИРУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНИМАЦИОННОГО МИНИ-СЕРИАЛА «АЗБУКА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ СО СМЕШАРИКАМИ»

Алиева Эвелина Факировна,
Радионова Ольга Радиславовна

Наверное, каждому из нас с детства знакома печальная история, произошедшая с двумя упрямыми баранами на мостике через горную речку, о которой очень образно поведал юным читателям Сергей Михалков в стихотворении «Бараны»:  

По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
– Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути.

Черный брат ответил:

– Ме, ты в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

Это очень поучительная история, в которой каждый из участников оказался совершенно в равных (можно даже сказать экстремальных) условиях – на шатком мосту через горный поток. Но ни один из собеседников не смог уступить другому дорогу, найти нужных слов, чтобы объяснить свою позицию. Ни один из них не захотел услышать, а значит, и понять другого. Не получился диалог, не смогли герои стихотворения пойти на компромисс. А в результате – непонимание переросло в конфликт, а конфликт – в трагедию.

К сожалению, в реальных взаимоотношениях между людьми очень часто происходят подобные ситуации. Почему же взрослые люди не могут понять друг друга? Не кроются ли причины такого непонимания в том, что еще в детстве у ребенка не были сформированы навыки позитивного и продуктивного общения, выстраивания диалога, способствующего пониманию других людей.

Задача понимания современного ребенка стала одной из важнейших. Общение со значимыми взрослыми, в первую очередь, и, конечно же, со сверстниками имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

Понимание можно рассматривать как психический процесс включения в чувства и переживания другого человека в любой ситуации, когда происходит общение. Понимание другого человека постоянно связано с возникновением определенных моральных и эстетических чувств, таких как эмпатии, сопереживания, сочувствия. Понимание другого человека – это результат долгого взаимного общения, которое позволяет проникнуться интересами другого человека и постараться (если есть такой запрос) помочь в той или иной ситуации. Но с чем же, прежде всего, связаны причины непонимания? И что значит понимать другого?

В этой связи хочется обратиться к актуальным и в наши дни словам римского комедиографа, жившего в 254 году до нашей эры – Плавта Тита Макция: «Всякий слышит лишь то, что понимает». Дело в том, что это высказывание – часть жизненного опыта человека, который в своей жизни испытал многое - служил в актерской труппе, неудачно занимался торговлей, а в свободное время писал комедии. И, не имея влиятельных покровителей – патронов-аристократов, понимал, что успех его писательской деятельности зависит только от реакции массового зрителя, принадлежащего к разнообразным прослойкам населения Италии. Осознание этого помогло Плавту Титу Макцию разгадать «секрет общения» со зрителем посредством простого и понятного слушателям языка комедии. Конечно же, это совсем не значит, что необходим какой-то особый язык общения. Важно научиться не только слушать, но и слышать другого человека.

В чем же состоит секрет общения?

В общении, по крайней мере, участвуют двое. Каждый одновременно и воздействует (тот, кто говорит), и подвергается воздействию (тот, кто слушает). Хотя каждый в общении одновременно или попеременно является и тем, и другим. Если есть говорящий и слушающий, то кто же из них несет ответственность за успех общения? Как показывает опыт, в большинстве ситуаций несет ответственность именно говорящий. Это он «виноват», если не смог привлечь внимание к главному, если собеседник не услышал, не понял, не запомнил. Это он, говорящий, не постарался, не обеспечил эффективность понимания сказанного.

Между тем успех общения – дело общее, когда и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение его продуктивности. Существуют ситуации, когда именно от слушающего зависит успешность взаимодействия. Например, когда мы разговариваем с маленьким ребенком, мы прилагаем массу усилий, чтобы адекватно понять то, о чем он говорит. А говорит малыш неизвестно про что, неправильно и непонятно). И мало кому придет в голову, что ребенок должен говорить так, чтобы мы его поняли. Наоборот, каждый понимает, что успех общения зависит от того, как мы слушаем (то есть от наших усилий), ответственность в данном случае лежит на нас.

Проблема непонимания, в свою очередь, тесно связана с эмоциональным самочувствием детей в семье, детском саду, школе. Положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов, к непониманию его со стороны сверстников и взрослых. Особое значение в этой связи приобретает влияние информацинно-образовательная среды не только на эмоциональное самочувствие ребенка, но и на формирование реалистичной картины Мира, неотъемлемой частью которой является мир другого человека (сверстника или взрослого).

Информационная среда может являться элементом развивающей образовательной среды. Однако свои развивающие функции она приобретает только в том случае, когда значимый для ребенка взрослый (родитель, педагог и т.д.) наделяет ее этими развивающими качествами. Но, информационная среда может быть враждебной по отношению к ребенку. Вот тогда и потребуются все педагогические умения. Чтобы открыть в информационной среде ее развивающий потенциал, который позволит современному ребенку жить в мире понимания со сверстниками и взрослыми.

Одной из основных задач при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста является выстраивание воспитательной работы с детьми на основе использования таких элементов образовательной среды (развивающих игр, книг, теле-, аудио- и визуальных средств и др.), которые способствуют формированию и развитию навыков коммуникативной культуры, основ волевой саморегуляции поведения (способности человека к овладению собственным поведением в различных ситуациях, способность к сознательному управлению своими действиями, состояниями и побуждениями).

Одним примеров подобной воспитательной работы можно назвать анимационный мини - сериал из цикла «Азбука доброжелательности со Смешариками», созданный при реализации проекта в области образования, культуры, искусства и общественной дипломатии «Формирование информационно-образовательной среды по пропаганде толерантности и профилактике насилия среди детей и подростков. Сериал состоит из 6 –ти полутораминутных мультфильмов, раскрывающих секреты позитивного, толерантного общения, установления доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми, усвоения правил поведения в коллективе, в том числе с новыми членами коллектива, и принятия совместных решений для решения общих проблем.

Работа над сериалом проходила в течение 2-х лет –с 2008 по 2010 гг. В его создании приняла участие целая группа специалистов. Научными консультантами-методистами были мы (Э.Ф. и О.Р.). Основной задачей для нас была разработка психолого-педагогических основ концепции сериала и обоснование предлагаемых тематических блоков. На первом этапе работы были выделены и обоснованы 20 тем, отражающих наиболее важные стороны формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Из 20 тем были составлены 6 тематических блоков, касающихся воспитания навыков позитивного взаимодействия при общении детей со сверстниками и взрослыми:

  • Понимания другого в ситуации конфликта
  • Общения с новым членом коллектива
  • Неравнодушного отношения к проблемам других
  • Совместных действий при решении общих задач
  • Уважения чужого мнения
  • Веры в свои силы

По каждому из блоков были разработаны концепт-сценарии», в которых не только подчеркнута основная идея, но и сконцентрирован основной философский смысл конкретной темы.

Концепт-сценарии очерчивают круг некоторых философских, психолого-педагогических и житейских позиций каждой темы, акцентируя внимание на тех вопросах, которые требуют особого изучения при работе с детьми.

Структура концепт-сценария проста. Как правило, в первой части обозначается проблема, во второй – с помощью нескольких образных примеров – подчеркиваются различные ее стороны, в третьей ставятся важные вопросы, ответы на которые помогут более глубоко осознать проблему, в четвертой даются краткие рекомендации, нацеливающие на поиск разных вариантов решения обозначенной проблемы.

По данным концепт-сценариям сценаристы создавали сценарии мультфильмов. Работа велась в тесном контакте с нами, поскольку сценаристы должны были перевести «взрослый язык» концепт – сценарии на понятный «детский язык» с яркими красочными образами и близкими детскому восприятию ситуациями. Наша задача состояла в том, чтобы содержание и идейная направленность мультфильмов соответствовали не только возрастным и психологическим особенностям развития старших дошкольников и младших школьников, но и методическим, организационным и техническим требованиям, предъявляемым к работе с медийным продуктом, ориентированным, прежде всего, на детскую аудиторию.

Специфической и очень важной, на наш взгляд, особенностью сериала является вывод-своеобразный слоган, который предлагается в конце каждой серии. Он не только произносится диктором с особой интонацией. Вывод-девиз ребенок может прочитать самостоятельно – текст девиза выполнен в яркой цветовой гамме, увеличивается для удобства его прочтения. Подобное аудио-визуальное воздействие дает возможность более глубоко осознать смысл происходящего, позволяет запомнить кратко сформулированную основную мысль предложенной в мультфильме проблемной ситуации и рассмотренный вариант ее решения.

Проведенная работа получила высокую оценку широкой общественности, а художественный руководитель проекта «Смешарики» - Анатолий Валентинович Прохоров был удостоен Премии правительства в области образования.

Мы хотели бы предложить вашему вниманию одну из тем мини - сериала «Азбука доброжелательности со Смешариками», касающуюся действия в конфликтных ситуациях.

Тема 3. Формирования навыков выстраивания позитивных отношений при появлении нового члена коллектива

Аннотация: Некоторые правила формирования навыков и умений понимания и приятия новичка в свой коллектив.

В вашем коллективе появился новенький. Кто он, новичок, какой он? Пока вы о нем еще ничего не знаете, но самые первые мгновения вашего с ним общения очень важны для развития дальнейших отношений. Да, он заинтересовал вас своей улыбкой и приветливым взглядом. Нет, он вам, наверное, будет не так интересен, потому что одет как-то странно… А может, он действительно, необыкновенный человек, который очень многое знает и умеет? Если говорить образными категориями, то новенького можно сравнить с подарком, который получает весь коллектив – снаружи яркая привлекательная обертка, а что внутри? Хочется узнать. Но ведь этот «подарок» может не понравиться вам! Вы, как и любой другой член вашего коллектива, начинаете оценивать новичка сразу, как только его видите. Вы «рисуете» портрет новичка. И у каждого этот образ получается разным: у одних добрый и красивый, у других – бесцветный, а у третьих – похож на темную кляксу. Все зависит от «красок» – набора психологических характеристик и представлений, которым вы владеете.

А что же чувствует новичок, оказавшийся в незнакомой обстановке? В незнакомой ситуации человек находится в состоянии неопределенности. Если у него не сформирована такая черта личности, как толерантность к неопределенности, когда человек способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации брать на себя ответственность, принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи, то новичок будет ощущать себя потерянным и одиноким. И тогда наверняка в вашем коллективе ему будет не так комфортно и уютно, как вам. Но ведь и он тоже оценивает ваше поведение, прогнозирует свое пребывание в вашем коллективе. Конечно, и у него, и у вас еще будет время продемонстрировать друг другу свои самые лучшие (или худшие!) качества. Вы хотите, чтобы у вас появился еще один друг и помощник? Тогда, возможно, некоторые советы помогут выстроить позитивные отношения с новичком.

Необходимо воспитывать в каждом человеке стремление окружить заботой новичка, вовлечь его в общую деятельность, дав понять, как он важен и значим для остальных. Возможность показать новому члену команды реальную важность его проблем для коллектива позволяет некоторым членам коллектива менять свое поведение и подстраиваться под новичков. Для этого необходимо осознать, насколько чувства и переживания другого ценны для себя.

Выше представленный текст лег в основу создания серии «Чугунок не играет» из цикла «Азбука доброжелательности со Смешариками».