Институт социального конструирования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИОННОГО МИНИ-СЕРИАЛА «СМЕШАРИКИ. МИР БЕЗ НАСИЛИЯ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И МИРУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Алиева Эвелина Факировна
Радионова Ольга Радиславовна

« …На свете много людей, не похожих друг на друга. Эта непохожесть кого-то пугает, а кого-то, наоборот, радует, потому что многообразие – это богатство!

При общении двух совершенно разных людей по национальности, цвету кожи, вероисповеданию можно делать акцент только на различии, и тогда может возникнуть противостояние. А можно в различии найти что-то интересное и важное для себя, и тем самым обогатить и украсить свою жизнь.

Для чего же люди вступают в диалог? Наверное, чтобы лучше понять друг друга, чтобы выбрать совместный вектор взаимодействия. В этом случае необходима заинтересованность каждой из сторон в понимании своего собеседника, предполагающая наличие терпения, такта, умения слушать другого человека и становиться на его позицию, даже если она слишком отличается от собственной. Если эти различия признаются собеседниками, то диалог можно считать состоявшимся и важным для обеих сторон. Ведь это же так интересно познакомиться с обычаями ДРУГОЙ страны, вслушаться в своеобразие и красоту ДРУГОГО языка, заглянуть в историю ДРУГОГО народа и почувствовать себя не чужим в ДРУГОМ мире! Да и ты сам тоже даришь собеседнику частицу твоей души, взращенной в культурных и национальных традициях твоей Родины…»

Это небольшая часть концепт - сценария, на основе которого создана одна из серий нового анимационного мини-сериала «Смешарики. Мир без насилия», разработанного в 2012 году как продолжение мини-сериала «Смешарики. Азбука доброжелательности», вышедшего в свет в 2009 году. На первый взгляд текст может показаться слишком «взрослым», хотя создан он для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками. За суховато-философскими строчками концепт-сценария скрывается глубокий житейский смысл реальных ситуаций, в которых может оказаться любой человек – и маленький, и взрослый. Именно в объяснении этого смысла и заключается основная задача мини – сериала - на простых и понятных примерах раскрыть маленьким зрителям некоторые секреты многообразного мира отношений между сверстниками и взрослым.

Что общего между двумя сериалами – «Азбука доброжелательности» и «Мир без насилия»?

Во-первых, это, конечно же, герои сериалов – Смешарики, чьи собирательные образы позволяют маленьким зрителям отождествлять себя с героями мультфильма и проецировать сюжеты сериалов на реальные жизненные ситуации.

Во-вторых, основная идея сериалов - «Для дружбы - нет границ», которая направлена на то, чтобы с помощью простых и понятных примеров не только показать детям многообразие отношений между сверстниками и взрослыми, но и осознать ценность доброжелательного и позитивного общения.

В-третьих, концепция сериалов, основанная на использовании коротких лаконичных сюжетов (длительность серии - не более 1,5 минут), с обязательным слоганом, резюмирующим основную идею каждой серии.

А в чем же состоят отличия сериалов?

Сериал «Азбука доброжелательности» - мини-сериал, состоящий из 6-ти серий, это самое начало большого пути в мир разнообразных отношений, где внимание детей акцентируется на некоторых очень важных правилах общения между людьми, таких как:

  • Чтобы договориться, главное – не слушать, а услышать другого!
  • Протяни руку новичку - и ты обретешь друга!
  • Маленькое добро для других – лучше любого подвига!
  • Сообща – значит лучше!
  • Уважая чужие мнения, ты сделаешь свой мир ярче!
  • Не верь тем, кто не верит в тебя. Будь собой!

Название же сериала «Мир без насилия» выбрано не случайно. Содержательный акцент в этом мини-сериале, состоящем из 7-ми серий, смещен в сторону усложнения сюжетных линий и направлен на осознание детьми глубины эмоционального восприятия предложенных ситуаций. Особо подчеркиваются преимущества тех отношений, которые делают мир сверстников и взрослых более понятным и открытым для детей. Герои сериала демонстрируют юным зрителям, как можно общаться с непохожими людьми, заботиться об окружающих, уважать других, быть милосердным:

  • Не ставь друга в неудобное положение. Побереги вашу дружбу!
  • Мы разные – но это не важно! Мы все равно можем подружиться!
  • Каждый из нас – разнообразный персонаж. Цените свое и чужое разнообразие!
  • Учитывая мнения других, вы расширяете свои горизонты.
  • Помогая другим ты растешь над собой!
  • Не делай другому того, чего не желаешь себе!
  • Прежде, чем обижаться на кого-то, постарайся понять его.

Перед авторским коллективом (научными консультантами, сценаристами и художниками-аниматорами и др.) при создании анимационных мини-сериалов «Азбука доброжелательности» и «Мир без насилия» были поставлены непростые задачи, которые решались постепенно в ходе совместной творческой работы.

Работа по созданию мини-сериала включает несколько этапов, каждый из которых несет особую смысловую и методическую нагрузку:

1 этап – определение научными консультантами-методистами темы мини-сериала, которая должна пройти «белой нитью» через все серии мини-сериала и отразить основные подходы к формированию позитивного отношения старших дошкольников и младших школьников к себе и миру.

2 этап – создание научными консультантами-методистами концепт-сценариев, направленных на раскрытие специфики выбранной темы.

Концепт-сценарий рассчитан на представителей взрослой аудитории, и, прежде всего, на сценаристов. От того, насколько сценаристы прочувствуют проблемную ситуацию, на основе которой рождается сценарий мультфильма, зависит, в последствии, степень эмоционального восприятия и уровень ее осознания детьми.

3 этап – передача концепт – сценария сценаристам и создание собственно сценария серии.

На этом этапе научные консультанты и сценаристы в совместной деятельности находят ответы на целый ряд важных вопросов:

  • в какой сюжет мультфильма должен преобразиться концепт-сценарий, чтобы отразилась основная идея, заложенная в нем?
  • какие изобразительные средства нужно подобрать художникам-аниматорам, чтобы передать все нюансы и тонкости рассматриваемой в мультфильме ситуации?
  • какие фразы должны произнести герои мультфильма, чтобы вызвать эмоциональный отклик в сердцах маленьких зрителей?
  • а самое главное, какие подсказки предложить детям, чтобы тот или иной сюжет мультфильма помог им найти правильную модель поведения в реальной жизненной ситуации?

4 этап – анализ сценария с точки зрения соответствия его предложенной теме, методическим аспектам и возрастным особенностям восприятия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На этом этапе происходит самое тесное взаимодействие между научными консультантами и сценаристами. Коррекция сценария проходит по нескольким параметрам, но прежде всего, оценивается соответствие текста сценария основной идее сериала, а также требованиям, предъявляемым к учебно-методическим материалам для детей в возрасте от 5-ти до 10-ти лет.

5 этап – создание серии художниками-аниматорами. Мимика, жесты героев, цветовая гамма, спецэффекты – все должно соответствовать эмоциональному состоянию героев и основной идее серии.

6 этап – озвучивание серии.

7 этап – итоговый анализ серии на соответствие всем выше перечисленным критериям. Коррекция и доработка выявленных недостатков.

8 этап - тиражирование сериала.

Содержание обоих сериалов в целом направлено на воспитание у детей готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и особенностей межэтнических отношений. Кроме того, особое внимание уделяется осознанию необходимости построения такой модели поведения в среде сверстников и взрослых, которая позволяла бы избегать проявлений этноцентризма.

«…Позиция неприятия – это очень удобная позиция. Но она, к сожалению, не несет в себе ничего конструктивного и все больше удаляет людей друг от друга, разводит «на разные берега одной реки». Однако рано или поздно наступит такое время, когда очень захочется показать себя другим, «похвалиться» своей необыкновенностью, непохожестью своих культурных национальных, этнических традиций, обычаев, обрядов, нравов.

Вот тогда и возникнет необходимость в поисках спасительного мостика, который поможет найти что-то общее между тобой и другим человеком и вступить с ним в диалог. Например, мостик может быть таким: «Другое – не значит плохое!», «Мы – разные, но мы можем подружиться!»

Ниже предлагается сценарий мультфильма «Другие уши», разработанный по этому концепт-сценарию.

Другие уши (смотреть)

Принятие Другого с учетом его индивидуальных и культурных особенностей

Плутоняне с фотокамерами идут по долине смешариков. Озираются, щебечут, фотографируют достопримечательности. Крош с Ежиком смотрят на них издалека, перешептываются, хихикают.

ЕЖИК (шепотом):

- Смотри-смотри, у него рот на лбу! Или это глаз?

КРОШ:

- Хе, да это ухо. Только почему-то квадратное.

ЕЖИК:

- Бедолаги. Тяжело им, наверное, живется с квадратными ушами.

КРОШ:

- Тише, идут. Сделай вид, что мы их не замечаем.

Плутоняне подходят, что-то вопросительно свистят. Выскакивает переводчик.

ПЕРЕВОДЧИК:

- Здравствуйте, земляне!

КРОШ (ежу, краем рта):

- Ежик, уходим!

Крош и Ежик сматываются, глядя в сторону. Через несколько шагов натыкаются на Лосяша. Тот их останавливает.

ЛОСЯШ:

- И с каких же пор мы так невежливы с гостями?

ЕЖИК:

- Мы наоборот очень вежливы.

КРОШ:

- У них вон уши квадратные, а мы же над ними не смеемся!

ЛОСЯШ:

- Мало не посмеяться над отличием другого. Лучше его заметить и оценить по достоинству.

Смешарики и плутоняне, в колпаках и со свистульками, вместе сидят за праздничным столом, распивают лимонад и смеются. Плутоняне поют «круглую песню» на плутонском языке. Взрываются фейерверки.

КРОШ (Ежику, перекрывая шум):

- Хе, да они, оказывается, славные ребята, хоть и с квадратными ушами!

Плутонянин что-то пищит. Крош обращается к переводчику.

КРОШ:

- Что он говорит?

ПЕРЕВОДЧИК:

- Он говорит тебе: не расстраивайся из-за своих длинных ушей. Ты все равно хороший парень!

ДИКТОР (появляется слоган):

Мы разные – но это не важно! Мы все равно можем подружиться!

Итак, мини-сериал «Смешарики. Мир без насилия» можно рассматривать в качестве технологии, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и направленную на формирование у них позитивного отношения к себе и миру.