Институт социального конструирования

Новая стратегия развития образования

Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.

Умение видеть в ребенке, в первую очередь, личность – главная задача не только воспитания, но и образования. Конечно, важно формировать в детях знания, навыки, умения. Но гораздо важнее формирование личности достойного представителя цивилизованного общества. В этой связи радуют новые веяния, которые происходят в российском образовании в последнее время. Центром образования становится ориентация на личность, что в свою очередь, является одним из приоритетных условий поступательного и эффективного развития общества.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество образования, рассматривается наличие в образовательных учреждениях всех уровней образования стратегий их развития, опирающихся на широкое использование гуманитарных технологий, направленных на личностное развитие учащихся и обеспечение толерантности взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Как актуализировать обращение образовательных учреждений к функциям поддержки и защиты интересов ребенка?

Каким образом должны строиться отношения взрослых и детей, чтобы мир детства был светлым и счастливым, а физическое и психологическое здоровье стали нормой жизни подрастающего поколения?

Не случайно говорится, что любой взрослый – это бывший ребенок. Бесспорно, мы все "родом из детства". Однако порой взрослые забывают об этом, поэтому и возникают проблемы в общении с детьми. Существует восточная мудрость, согласно которой ребенок до 5-ти лет - "царь", с 5-ти до 12-ти "слуга", а после – "друг". Учитывая особенности нынешнего подрастающего поколения, можно сказать, что сегодняшний ребенок уже с пяти лет хочет стать полноценным другом и соратником взрослых. Навязывание взрослым собственной позиции, диктат, беспрекословное подчинение его требованиям ущемляет права ребенка. Это часто становится причиной того, что ребенок вынужден "закрываться" от мира непонимающих его взрослых, испытывая при этом явный психологический дискомфорт.

Практика показывает, что если при решении определенных трудностей, связанных с учебой или другими сферами детской жизни, разговор начинать со слов: "давай подумаем вместе", "как тебе кажется", "если ты не против", то, скорее всего, позиция детей по отношению к взрослому изменится: они охотнее будут идти на контакт, чувствуя, что их точка зрения имеет значение. Несомненно, лучше, когда ребенок видит во взрослом друга, а не ментора, который прав только потому, что он старше и умнее.

Именно эмоциональное благополучие, психологический комфорт ребенка являются детерминантами психологического здоровья, необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, адекватного выполнения им своих возрастных, социальных и культурных ролей, дальнейшего роста его познавательных способностей и творческого потенциала.

Это особенно актуально в наше время, когда современное общество остро нуждается в одаренных творческих людях, способных адекватно отвечать на требования высокой профессиональной и личностной мобильности, конкурентноспособности, готовых к непрерывному образованию и переобучению в ответ на новые требования общества к рынку профессий, отражающие структурную перестройку экономики и производства.

Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это, конечно, в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно.

Проблемы с выбором профессии – только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Целенаправленное формирование ценностей, потребностей и мотивов выбора будущей профессии необходимо для того, чтобы во взрослую жизнь молодой человек вступал уверенно, имея определенные жизненные ориентиры.

Какие условия должны быть созданы в образовательных учреждениях и семья для того, чтобы обеспечить успешность обучения и воспитания детей в духе миролюбия, толерантности, полноценность развития личности ребенка, формирования его профессиональных ориентиров?

В рамках Федеральной целевой программы развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации активно ведутся работы по разработке инновационных подходов к проблеме личностного развития ребенка. Круг некоторых новых направлений развития образования можно представить в виде схемы (рисунок 1).

На основании анализа уже достигнутых результатов в рамках выполнения программы и вновь обозначенных проблем намечаются новые направления развития системы непрерывного образования в России на современном этапе. Они затрагивают многие вопросы, касающиеся, в том числе, создания системы психологического сопровождения и развития детей с общей умственной одаренностью в условиях обучения в средней общеобразовательной школе с целью удовлетворения их широких познавательных интересов и развития общих познавательных способностей. В этой связи разрабатываются и внедряются новые образовательные программы психологической диагностики общих способностей подростков и универсального образования для старшей школы, нацеленные на формирование общих надпредметных учебных умений.

В настоящее время ведется углубленная работа в направлении внедрения в практику образовательных учреждений методик и процедур гуманитарной экспертизы и диагностики качества образования. Изучается влияние основных параметров образовательной среды на толерантность учащихся. Создаются

методические руководства организацией внедренческих центров по проведению гуманитарной экспертизы, проводится подготовка специалистов, организовывающих и проводящих в образовательных учреждениях гуманитарную экспертизу, разработку стратегии развития этих учреждений, консультирование администрации и педагогических коллективов по проблемам реализации проектов развития образовательных учреждений.

Особо актуальной можно назвать проблему психолого-педагогического сопровождения "кризисов перехода" из одной образовательной среды в другую. В этой связи глубоко изучаются свойства и параметры образовательной среды, значимые с точки зрения влияния на психологическое благополучие и личность учащихся. Разрабатываются новые концептуальные подходы к решению данной проблемы с точки зрения выявления и корректировки психологического состояния учащихся при формировании их профессиональных планов, целей и ценностно-смысловых ориентаций при смене образовательных сред.

Это особенно важно для выстраивания инновационных технологий и моделей, ориентированных на перспективу развития производства и предполагающего освоение тех видов работ (или новых профессий), которые в настоящее время пока еще не востребованы. Создаются универсальные модели профессионала, обладающего набором компетенций, необходимых для решения широкого круга задач. Особое внимание уделяется разработке методических и нормативных основ, выраженных в требованиях к профессиональному стандарту профессии, и подготовке компетентных специалистов, способных решать задачи опережающего развития системы начального и среднего профессионального образования.

Решения очерченного выше круга проблем - это только первые шаги к воплощению в жизнь направлений, касающихся инновационных изменений в содержании современного российского образования. Хочется надеяться, что разрабатываемые концепции, модели, методики и технологии получат широкое применение в практике работы образовательных учреждений различного уровня системы образования, и будут способствовать воспитанию молодого поколения, чей личностный и творческий потенциал будет соответствовать современным условиям и тенденциям развития общества и рынка труда.

Рисунок 1

Личностное развитие
Личностный потенциал и психологическое благополучие учащихся Толерантность учащихся Общая и интеллектуальная одаренность обучающихся Гражданская идентичность личности и диалог культур
       
Качество бразования
Гуманитарная экспертиза и диагностика качества образования и основных параметров образовательной среды Психолого-педагогические технологии диагностирования особенностей молодежной субкультуры
       
Кадровое исоциальное обеспечение
Разработка информационно-аналитической системы по кадровому и социальному обеспечению Модели повышения квалификации преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования
       
Дополнительное и специальное образование
Разработка комплекса программ по направлению "социальное управление" Разработка инновационных программ, обеспечивающих мотивацию выбора профессии Создание модели психологической службы для учреждений НПО и СПО