Институт социального конструирования

Толерантность как основа социальной безопасности в образовательном пространстве

Алиева Э.Ф.

Принятие принципов толерантности в сфере международной политики Российской Федерации не обеспечивает автоматически трансформацию сознания россиян, поскольку не формальное, а содержательное принятие принципов толерантности населением России требует значительных преобразований и усилий, как на уровне социума, так и на уровне индивидуального сознания. Проблема толерантности не менее актуальна в современной системе образования России.

Каковы критерии определения толерантности и могут ли толерантные отношения стать основой взаимодействия субъектов в образовательном пространстве? Возможны ли отношения, построенные на согласии, понимании, приятии, адаптивности, адекватности в конфликтной ситуации?

Когда основой взаимодействия различных субъектов выступает толерантное отношение, можно говорить о большой вероятности успеха данного процесса. Толерантное взаимодействие, также как и толерантное отношение, реализуется как на личностном, так и социальном уровнях. Можно говорить о том, что необходимым условием закрепления нормативности толерантного взаимодействия является осознание его как ценности, индивидуально и социально значимого долженствования, определяемого потребностями субъектов этих двух уровней.

Казалось бы, непреодолимых препятствий для реализации толерантно ориентированных стратегий и практик возникать не должно. Любой адекватный человек заинтересован в благополучном жизненном сценарии, включающем главные этапы самореализации: образование, создание семьи, профессиональная карьера, воспитание детей и пенсионный период. Общим основанием для нашего повседневного существования является потребность в психологически комфортной и продуктивной жизнедеятельности.

Несмотря на такого рода очевидную однозначность всеобщей заинтересованности в неконфликтном взаимодействии, в реальной жизни обнаруживается множество факторов, не располагающих к толерантному общению, какие как: прямая агрессия; ущемления гражданских прав; социальная, а нередко и юридическая незащищенность человеческой жизни, имущества и собственности; проявления национально-культурной дискриминации; а также различные виды девиантного поведения, создающие угрозу и проблемы для нормальной жизнедеятельности граждан.

Проблемы возникают тогда, когда мы сталкиваемся с конкретными, и тем более, персонифицированными проявлениями агрессии и нетерпимости. В случае ущемления личных интересов, либо прямой угрозы собственной жизни и жизни близких людей, мы действуем по обстоятельствам, руководствуясь соображениями не толерантности, а выживания.

Как показали исследования, проводимые в период с 2002 по 2004 гг. в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», во взаимоотношениях преподавателей и обучающихся на разных уровнях системы образования существуют значительные проблемы в недостаточности знаний о механизмах снятия социальной напряженности, возникают также проблемы принятия принципов толерантности в повседневной жизни образовательных учреждений. Ненормативность представлений о культуре толерантного взаимодействия в сфере образования значительно усложняет задачу закрепления принципов толерантности, обеспечивающих социальную безопасность.

При возникновении проблем преподаватели и обучающиеся, как правило, не ориентированы на достижение согласия посредством межличностных переговоров. Они пытаются использовать административные регулятивные возможности различных уровней управления. Преобладание такого рода практик свидетельствует о том, что для школ и вузов более характерны традиционные способы разрешения проблем, существенно отличающиеся от механизмов толерантного взаимодействия. Отсутствие представлений о механизмах реализации толерантного типа поведения, способствующего защите прав и свобод каждой из взаимодействующих сторон, обусловлено, прежде всего, тем, что в обществе не сформирована доминирующая идеология в отношении толерантности. Как показали исследования преподаватели и обучающиеся обнаружили достаточно неопределенные представления о реальных субъектах формирования толерантного сознания. Не случайно основным субъектом формирования толерантности и преподаватели, и обучающиеся назвали семью. Общество, по их мнению, занимает вторую позицию, образовательные учреждения – четвертую, что, по существу, является признанием не результативности роли образовательных учреждений в разрешении проблемы обеспечения толерантного взаимодействия.

Отмечая принципиальную важность начала формирования толерантного сознания именно в процессе школьного обучения, необходимо отметить, что само устройство современной школы не достаточно располагает к толерантному взаимодействию. Также и агрессивные, не толерантные отношения во внешней среде, значительно снижают эффективность усилий школьных педагогов.

Наибольшее конструктивное воздействие на формирование толерантного сознания в школьной среде, является характер отношений в преподавательском коллективе, отношений учителей и учеников. По их мнению, взаимодействие педагогов, учащихся и родителей должно представлять союз единомышленников, основанный на взаимных интересах и доверительных отношениях, на личностном и нравственном уровнях. Наряду с этим, было замечено, что конструктивное воздействие определяется не только тем, насколько сам учитель располагает толерантным сознанием, но также и тем, насколько сформировано толерантное отношение к учительству со стороны общества.

Можно ли утверждать, что в современном образовательном учреждении существует «культура справедливости»? Выступают ли учителя как единый коллектив носителей ценностей «культуры достоинства»?

Наверное можно. Если говорить о том, что основными источником конструктивного воздействия на формирование толерантного сознания в образовательной среде являются: уважение личности, наличие общих целей и интересов педагогов и учеников, установка на неконфликтное взаимодействие участников образовательного взаимодействия, взаимная заинтересованность в качестве школьного образования, формирование идеологии корпоративного единства учителей и учеников с администрацией школы, содержание социально-гуманитарных дисциплин; установка на неконфликтное взаимодействие учителей, то тогда можно надеяться, что «культура справедливости» существует на деле, а не словах.

Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу о том, что в сфере образования имеет место объективное осознание проблемы толерантности как основы социальной безопасности, но уровень осмысления практических механизмов формирования толерантного сознания в образовательной среде недостаточно высок.

Подводя итоги, следует еще раз обратить внимание на то, что наиболее реальными областями достижения социального согласия являются образовательная и духовная сферы. Под образовательной сферой понимается, преимущественно, обучение в средней школе, а духовная сфера, объединяет специалистов в области культуры, образования, науки. Здесь лидерами оказываются гуманитарии, ориентированные, прежде всего, на не меркантильные, а интеллектуально-культурные ценности. Преобладающее большинство учителей назвало среднее образование в качестве одной из сфер жизнедеятельности, в которых достижение социального согласия оказывается наименее проблематично. Вероятно, в обоих случаях такого рода единство мнений в значительной степени объясняется «включенностью» в образовательное пространство, усиленным чувством социальной и гражданской ответственности педагогов. Не случайно на вопрос о том, считают ли они необходимым формирование толерантного сознания в процессе школьного обучения, преобладающее большинство опрошенных в обеих группах ответило утвердительно.

Необходимость формирования толерантного сознания в процессе школьного обучения безусловно важна и стратегически значима. Многие директора школ уверены в том, что формирование толерантного сознания в процессе обучения является важнейшей задачей педагогического коллектива, одной из обязательных целей деятельности образовательного учреждения, необходимым видом работы с подростками, способом достижения равновесного состояния с окружающими и основой межнационального взаимодействия.

Очевидно, что полное приятие толерантных установок и стратегий взаимодействия может быть отнесено лишь к разряду социальных утопий. Однако общество в различные периоды развития государственности, в соответствии с исторически обусловленными особенностями, предпринимало и продолжает предпринимать усилия по закреплению практик неконфликтного, относительно согласованного достижения индивидуальных и социальных целей. Общества становятся более открытыми, обнаруживая в реальных практиках межнационального гражданского взаимодействия образцы конструктивного нормативного поведения, как наиболее привлекательные для улучшения качества жизни. Наряду с этим, приходит понимание того, что разрешение проблемы толерантности должно быть комплексным, предполагающим взаимную дополняемость изменений повседневных практик личности и реализации государственных стратегий социальной защищенности и сотрудничества.