Институт социального конструирования

Воспитание толерантности в процессе обучения детей

Алиева Эвелина Факировна, к.п.н.

Полюбите нас черненькими,
беленькими всякий нас полюбит!

Ни для кого не секрет, что одна из основных задач образования – это, в первую очередь, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений. Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всем его многообразии.

Успешность процесса воспитания в духе позитивного общения старших дошкольников и младших школьников со сверстниками и взрослыми во многом зависит от того, готов ли ребенок к выстраиванию диалога. В этом случае большое значение имеет подбор развивающих игр, книг, теле- и радио программ, способствующих развитию навыков толерантного общения, ослаблению влияние таких факторов социальной среды, которые вызывают у детей чувства страха и отчуждения по отношению к другим; развитию у старших дошкольников и младших школьников потребности в проявлении искренней дружбы, согласия, взаимопомощи.

В соавторстве с Радионовой О.Р. в 2008 году была создана программа "ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ", разработанная в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования "Внедрение комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности в системе общего образования" на 2006-2010 годы, основной целью которой является воспитание подрастающего поколения в духе толерантности. По сути, разработана универсальная модель организации воспитательной работы с детьми, в основе которой лежит использование сказок и рассказов, позволяющих ребенку в доступной форме успешно усваивать такие непростые понятия, как уважение, равенство, миролюбие.

Программа включает 12 историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи – карапушки учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения непохожих на них героев. К каждой истории дается творческое задание, которое помогает детям усваивать пройденный материал. В основу программы положена интеграции различных видов деятельности, направленная на установление тесной взаимосвязи различных субъектов образовательного процесса: воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, учителей начальных классов, воспитанников детских садов, учащихся начальной школы, детей и родителей.

Работа по каждой теме состоит из нескольких этапов, раскрывающих методический, психологический, дидактический и практический аспекты.

Основной задачей программы является выстраивание воспитательной работы с детьми, их родителями и педагогами на основе использования таких элементов образовательной среды как: развивающие игры, книги, теле, аудио визуальные средства, которые способствуют формированию и развитию навыков коммуникативной культуры. Причем каждый коллектив конкретного образовательного учреждения на основе предложенной модели работы с детьми по проблеме может строить собственную систему воспитательной работы на основе специфики деятельности учреждения и учета психолого-возрастных особенностей учащихся.

Сюжеты сказочных историй способствуют воспитанию старших дошкольников в духе позитивного отношения к миру. Вхождение в образ сказочных героев и их друзей, сопереживание, совместный поиск выхода из сложных ситуаций через творческое участие каждого ребенка – все это способствует формированию установок позитивного общения детей со сверстниками и взрослыми.

Цель проекта "Мы разные, но дружные!" - ознакомить педагогов детских садов и младшей школы со спецификой организации воспитательной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по развитию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми на основе формирования социальных эмоций (сочувствия, сопереживания, уважения, готовности прийти на помощь и др.).

Истории карапушек могут стать одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Особая роль в проекте отведена методическим рекомендациям, разработанным для учителей, воспитателей, школьных психологов – тех, кто будет непосредственно реализовывать эти методы на практике со своими учениками и воспитанниками. Такая работа дает уникальный "ключ" к пониманию сложных процессов, на которые направлены эти практические методы конструктивных навыков межличностного и межкультурного взаимодействия преподавателей вместе с учащимися.

Для начальной ступени общего образования наиболее адекватными методами воспитания толерантности, формирования гражданской идентичности выступают игра, использование творческих продуктивных художественных видов деятельности, социально-психологические тренинги. Все перечисленные методы объединяет то, что во главе угла оказывается мотивационно-ценностный, смысловой компонент толерантности и гражданской идентичности, что вполне адекватно и возрастным психологическим особенностям учащихся начальной школы, и сущностным закономерностям развития самой личности (А.Н.Леонтьев).

Игра, выступающая как особая возрастно-специфическая форма самоопределения ребенка, является важным механизмом социализации, обеспечивая вхождение в социальный мир – мир социальных и межличностных человеческих отношений и его освоение (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Игра, наводя мосты между детством и взрослостью, предлагает "идеальную форму", задающую образец-эталон будущей взрослости в понятной и доступной для подражания ребенка форме [1].

Игры-драматизации (театрализованные игры по сюжету литературных произведений и сказок) позволяют ребенку посредством проигрывания различных ролей говорить с самим собой на разных языках, по-разному кодируя свое собственное "Я" (Лотман Ю.М.) и, осуществляя в ходе игры ряд последовательных идентификаций с различными ролями, ребенок осуществляет специфическую форму личностного культурного самоопределения. В игре происходит также нравственное самоопределение порождение нравственного смысла действия, т.е. преобразование действия в поступок (П.Я.Гальперин) - благодаря проигрыванию различных ролей, осуществляется ориентация в проблемной ситуации и возникает способность взглянуть на нее "надситуативно". Развитие рефлексии как способности к осознанию содержания и смысла своих действий, что составляет условие личностного выбора, также происходит в игре [3].

Существенное значение, по мнению Рубинштейн С.Л., имеет игра для развития Я-концепции и идентичности ребенка, так как, играя разные роли в процессе игры, ребенок, не просто переносится в другую личность, но при этом значительно обогащает и углубляет свою собственную.

Художественные творческие виды деятельности – восприятие поэзии, сказки, былин, легенд, мифов, повестей, рассказов носителем культурного наследия человечества и исторической родовой памяти.

Поэзия с ее особым символическим идейным строем особенно важна для формирования нравственных этических представлений. Эмоциональная насыщенность содержания оценочных суждений, образность, лаконичность, точность поэзии, кристаллизация идеи-идеала обуславливает формирование картины мира. Эмоциональное сопереживание, подкрепленное расширением диапазона лексических средств обогащает внутренний мир переживаний ребенка и выступает инструментом осознания чувств. Благодаря усвоению новых лексических категорий (оценки личностных свойств, оценки-предвосхищения и пр.) обеспечивает развитие самооценки как основы формирования самосознания.

Сказка обеспечивает трансляцию и усвоение социо-культурного опыта человечества ребенком. Сознание человека в значительной степени определяется семантикой и символикой архетипических сказочных сюжетов, в которых темы любви к Отечеству, свободы, верности, преданности долгу выступают в форме психологически близкой и адекватной возрастным особенностям ребенка [2]. Восприятие сказки обеспечивает усвоение нормативно заданных социо-культурных образцов нравственного поведения (моральные нормы). "Сказка дает возможность войти "внутрь жизни", пережить кусок жизни. В процессе этого переживания создается определенное отношение и моральные оценки, которые для ребенка имеют большую "принудительную" силу, чем оценки, сообщаемые и усваиваемые (Б.М.Теплов).

Тренинговые формы работы также с успехом могут быть применены в работе с учащимися начальной ступени образования. Условиями эффективности тренинга являются использование игровой формы тренинга, экологичность предлагаемых заданий и их адекватность возрастным особенностям детей; осмысленность заданий, их связь с детским жизненным опытом.

Разработанная программа "ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ" и методические рекомендации для проведения работы с педагогами, воспитателями, психологами детских садов и начальной школы направлены на формирования установок толерантного сознания и коммуникативной компетентности детей в межличностном и межкультурном общении.

Литература

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2001 – 226 с.
  2. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства, М. 2004 – 496 с.
  3. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996 – 592 c .