Институт социального конструирования

Инновационные подходы к развитию эмоционального интеллекта у старших дошкольников и младших школьников в педагогической технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек - как жить в мире с собой и другими?»

Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.

Проблема агрессивности, деструктивного поведения является одной из актуальнейших как в психолого-педагогической, так и социальной сферах жизни. Демонстрация насилия в средствах массовой информации, доступных детям, наследственная предрасположенность к агрессии, жестокое обращение с детьми взрослых, изначальное подавление ими инициативы детей часто порождает ответную агрессивную реакцию с их стороны. Чтобы человек мог признать за другими людьми те же чувства, ценности и отношения, которые существенны для него самого, ему необходимо испытать на себе всю силу и значимость их проявлений.

В связи с чем, развитие эмоционального интеллекта при воспитании таких свойств личности, как миролюбия, чувства сопереживания, поддержки, терпеливости, неравнодушного отношения к другим людям, проявления заботы, внимания и уважения, воспитание стремления к пониманию и принятию другого человека является одной из основных задач личностного развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Жизнь в детском саду или начальной школе создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения, принятые в коллективе.

Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений детей начальная школа справедливо рассматривает как главный результат нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшее развитие новых форм нравственного поведения.

Важным аспектом развития ребенка в 5-8 лет является формирование внутренней позиции, которая в дальнейшем определит отношение к самому себе, к другим людям и к миру в целом. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, формированию произвольного внимания, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности и внимания к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Для психического здоровья детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов, к непониманию его со стороны сверстников и взрослых.

Педагогическая технология «Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?» является одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Технология разработана в 2008 году в рамках проекта «Внедрение комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности в системе общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

Актуальность педагогической технологии продиктована потребностью современного российского общества в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания, солидарности. В основу педагогической технологии положена интеграция различных видов деятельности, направленная на установление тесной взаимосвязи различных субъектов образовательного процесса (администрации образовательных учреждений, старших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, учителей начальных классов, воспитанников детских садов, учащихся начальных классов, родителей).

Теоретико-методологической основой разработки педагогической технологии выступают культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов), учитывающий основные концепции, идеи и положения концепций социальной и личностной идентичности (Х. Теджфел, Э. Эриксон), теории аккультурации (Д. Берри, Ф. Могхеддем, А. Фернхем, С. Бокнер), теории межкультурной коммуникации, межэтнической напряженности и конфликтов, учитывающей развитие и трансформацию этнической идентичности (Дж. Бертон, Л. Козер, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, Н. М. Лебедева, Л. А. Шайгерова), теории, раскрывающие роль ценностных ориентаций в становлении идентичности личности (С. Шварц, Г. Хофстеде, Х. Триандис, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, М. Р. Гинзбург).

Одной из основных задач педагогической технологии является выстраивание СИСТЕМЫ воспитательной работы с детьми, их родителями и педагогами на основе использования таких элементов образовательной среды (развивающих игр, книг, теле-, аудио- и визуальных средств и др.), которые способствуют формированию и развитию навыков коммуникативной культуры, основ волевой саморегуляции поведения, то есть способности человека к овладению собственным поведением в различных ситуациях, способность к сознательному управлению своими действиями, состояниями и побуждениями.

Материалы педагогической технологии состоят из двух сборников:

- учебно-методическое пособие «Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?». Методические рекомендации» для педагогов учреждений дошкольного, начального и дополнительного образования системы общего образования РФ, студентов учреждений СПО и ВПО психолого-педагогического и социального профилей, слушателей системы повышения квалификации работников общего образования РФ;

- практикум для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Сборник сказочных историй «Как карапушки учились понимать друг друга». В учебно-методическом пособии дана информация о понятии «толерантность», раскрыты основные формы работы с участниками образовательного процесса.

В учебно-методическом пособии дана информация о понятии «толерантность», раскрыты основные формы работы с участниками образовательного процесса. Также предложен алгоритм ознакомления со сказочными историями и выполнения творческих заданий к ним. Примерная циклограмма деятельности образовательного учреждения по формированию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия детей 5-8 лет со сверстниками и взрослыми, представленная в сборнике, позволяет спланировать воспитательную работу в образовательном учреждении с учетом специфики его работы на основе интеграции различных видов деятельности. В сборнике также даны несколько приложений:

- «Словарь основных понятий», где на основе энциклопедической информации не только раскрывается значение понятий по проблеме выстраивания позитивного отношения с другими людьми, но и предлагаются некоторые советы для педагогов, психологов и других специалистов образовательных учреждений;

- «Краткая информация об авторах афоризмов, цитат и стихотворений», которые использованы в «Словаре основных понятий»;

- «Концепт – сценарии по формированию толерантного общения», очерчивающие круг некоторых философских, психолого-педагогических и житейских позиций каждой темы, акцентируя внимание на тех вопросах, которые требуют особого изучения при работе с детьми;

- Фотословарь эмоций «Учимся понимать друг друга», где каждая фотография является «визуальным портретом», своеобразным символом эмоции или состояния, которое будет отражено в тексте сказочной истории.

Практикум для детей включает 13 сказочных историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения не похожих на них героев.

Сборник оформлен детскими рисунками воспитанников НОУ Образовательного центра «ДИВО» г. Нижний Новгород. Главные герои - карапушки на рисунках к каждой сказочной истории совершенно разные. У каждой истории – свое «лицо», и это своеобразный «воспитательный секрет» педагогической технологии. Дело в том, что образы карапушек постоянно меняются не только внешне, но и «внутренне». Новизна образов героев историй акцентирует внимание детей на том, что карапушки, общаясь друг с другом, постепенно становятся ДРУГИМИ: добрее, справедливее, мудрее, радостнее, заботливее, дружнее…

К каждой сказочной истории предлагаются творческие задания различного характера (аппликация, лепка, конструирование, рисование, сочинительство, театрализация и др.), которые дети могут выполнять на «творческих страничках» самостоятельно, в подгруппах или с помощью взрослых. Кроме того, для каждой сказочной истории предусмотрен специальный раздел «Секреты…», в котором дается познавательная информация, дающая ребенку более подробную информацию о тех явлениях или событиях, о которых идет речь в сказочной истории.

Практикум «Сборник сказочных историй «Как карапушки учились понимать друг друга» может использоваться не только в образовательном учреждении в качестве методического пособия при работе с детьми, но и как книга для домашнего чтения.

В работе по педагогической технологии могут быть использованы как традиционные (учебные занятия, уроки), так и нетрадиционные формы работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (например, комплексные и интегрированные занятия, встречи в клубах по интересам, проектная деятельность, очные и заочные экскурсии, творческие конкурсы и викторины и т. п., МИНИ- и МЕГА–проекты). Однако приоритет отдается все-таки нетрадиционным формам работы. Это связано с тем, что педагогическая технология позволяет гибко выстраивать воспитательно-образовательный процесс без ущерба для усвоения детьми основной образовательной программы учреждения. Гибкость процесса воспитания достигается путем синтеза различных видов деятельности при активной реализации творческого и познавательного потенциала педагогов, родителей и детей.

При развитии эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста особенно важно, чтобы взрослые (педагоги и родители) могли «прочитать» (расшифровать) и проанализировать эмоции ребенка. Только тогда появляется возможность для внесения необходимых корректив в ситуацию общения, направленную на выстраивание позитивных отношений между ребенком, его сверстниками и взрослыми. Ниже предлагаются некоторые советы для педагогов и родителей работе по развитию у детей эмоционального интеллекта.

Советы педагогам и психологам 1)

Если оценивать особенности чувств ребенка в возрасте 5–8 лет, то нужно помнить, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Ребенок в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, у ребенка возникают переживания. Эмоции формируют личность ребенка. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Невозможно, да и не нужно полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация ребенка только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Как же помочь ребенку сформировать волевую регуляцию эмоциональной сферы? Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует, можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка…

Педагогическая технология адресована широкому кругу специалистов системы дошкольного, начального и дополнительного образования системы общего образования РФ, студентам учреждений СПО и ВПО психолого-педагогического и социального профилей, слушателям системы повышения квалификации работников системы общего образования.

Педагогическая технология успешно апробирована и с 2008 года внедряется в НОУ Образовательный центр «ДИВО» (г. Нижний Новгород).

Материалы педагогической технологии представлены в рамках проведения различных мероприятий (обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, съездов, конференций и др.) на региональных, всероссийских и международных уровнях. Ознакомиться с материалами технологии можно на страницах образовательных порталов www.socialedu.ru, www. identity2010. ru, в социально-педагогической сети www. doshcolniki. ru, в ряде статей журнала «Дошкольное воспитание» за 2010 год, коллективной монографии «Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии (2011 г.).

1) Алиева Э.Ф., Радионова О.Р, Педагогическая технология воспитания старших дошкольников и младших школьников в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? Методические рекомендации/ Учебно-методическое пособие. – М., 2010. – С.74-75