Институт социального конструирования

В рамках выполнения проекта "Внедрение комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности в системе общего образования" Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. проведены два однодневных семинара для руководителей и администраторов системы общего образования и разработчиков новых образовательных стандартов. Семинары состоялись 20 и 21 октября 2008 года на базе ГОУ Лицея № 1535 ЦАО г. Москва и ф-та "Психологии" МГУ им. М.В. Ломоносова.В работе семинаров приняли участие свыше 60 слушателей из различных уголков Российской Федерации.

Цели проведения семинаров по проблемам формирования гражданской идентичности учащихся в системе общего образования для руководителей и администраторов системы общего образования и разработчиков новых образовательных стандартов заключаются:

  • в ориентации участников семинаров в стратегических целях и направлениях разработки и внедрения программ формирования гражданской идентичности;
  • в создании психологической, мотивационной и операционной (инструментальной) готовности субъектов образовательной системы к внедрению комплекса программ формирования гражданской идентичности учащихся в системе общего образования.

Основные принципы разработки программ семинаров.

  • принцип приоритетности обеспечения ценностно-смысловой составляющей процесса внедрения программ формирования гражданской идентичности учащихся в системе общего образования;
  • принцип организации полной ориентировочной основы для реализации деятельности по внедрению программ формирования гражданской идентичности личности через разработку информационных и учебно-методических материалов для обучающих семинаров;
  • принцип адресности программ – специфицирования содержания обучающих семинаров применительно к сфере профессиональной ответственности и компетентности категорий участников (руководители, разработчики новых образовательных стандартов, авторы примерных программ по учебным предметам, методисты, педагоги, школьные психологи и педагоги-психологи и т.д.)
  • принцип модульности построения программ обучающих семинаров;
  • принцип активизации проектно-творческой деятельности участников семинаров.

Предполагается создание двух вариантов программ семинаров:

  • для руководителей и администраторов системы общего образования;
  • для разработчиков новых образовательных стандартов.

Программы разработаны на основе использования следующих базовых модулей:

  • Ценностные ориентиры системы общего образования и стратегия разработки и внедрения программ формирования гражданской идентичности учащихся в контексте разработки новых образовательных стандартов.
  • Гражданская идентичность и ее соотношение с общекультурной и этнической /региональной идентичностью. Формирование идентичности и толерантность личности.
  • Место программ формирования гражданской идентичности личности в образовательно-воспитательном процессе и требования к структуре и содержанию основной образовательной программы, включая урочную и внеурочную части.
  • Требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся на начальной ступени общего образования. Практические рекомендации к разработке примерных программ в контексте проектирования новых образовательных стандартов.
  • Требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся на средней ступени общего образования. Практические рекомендации к разработке примерных программ в контексте проектирования новых образовательных стандартов.
  • Требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся на полной средней ступени общего образования. Практические рекомендации к разработке примерных программ в контексте проектирования новых образовательных стандартов.
  • Требования к условиям внедрения программ формирования гражданской идентичности в контексте разработки новых образовательных стандартов.
  • Возможности психолого-педагогических технологий в решении задач формирования гражданской идентичности учащихся с учетом возрастных психологических особенностей.

Основные формы организации обучающего семинара - лекционные и семинарские занятия; круглые столы, проектная деятельность.

В работе семинара приняли участие следующие специалисты:

  • Асмолов А.Г. – д.психол.наук., профессор
  • Зинченко Ю.Н. – д. психол. наук, профессор
  • Карабанова О.А. – д. психол.н., профессор
  • Собкин В.С.- директор Центра "Социология образования", д. психол.наук
  • Солдатова Г.У. – д.психол. наук, профессор
  • Асмолова Л.М. – к. пед. наук
  • Радионова О.Р. – к. пед. наук
  • Левит М.В. – к. пед. наук
  • Глебкин В.В. – к. филос. наук
  • Мокринский М.- директор ГОУ Лицей № 1535

В ходе семинаров рассматривались следующие проблемы:

Семинар для руководителей и администраторов системы общего образования.

1.Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России:

  • Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
  • Гражданский патриотизм;
  • Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры "малой родины";
  • Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;
  • Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;
  • Установка на владение универсальными способами познания мира.

2. Особенности организации учебного процесса с учетом совокупности программ по формированию гражданской идентичности , направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине (например, русский язык как государственный, родная литература, история Отечества, обществознание, граждановедение и т.д.).

3. Особенности организации учебного процесса с учетом совокупности программ по формированию этнической идентичности и солидарности с "малой родиной – село, город, регион", направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п. (например, национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.).

4. Особенности организации учебного процесса с учетом совокупности программ по формированию общечеловеческой идентичности , направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (например, математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.).

Семинар для разработчиков новых образовательных стандартов.

1.Вопросы социокультурной модернизации образования:

  • какого рода рисками сталкиваются политики и управленцы, пытающиеся реформировать сферу образования без учета социальных эффектов образования?
  • акие социальные действия и программы следует осуществить, чтобы перейти от декларации приоритетности образования как ценности общества к достижению реального приоритета образования как задаче государственной политики?
  • акова роль образования в целом, в том числе школьных стандартов образования, в формировании гражданской идентичности личности, " общей родословной" российских граждан, чувства понимания исторической "общей судьбы" как основы социальной солидарности российского общества?
  • ожет ли образование как институт социализации личности быть конкурентноспособным по отношению к другим институтам социализации подрастающих поколений: семья, религия и средства массовой коммуникации?
  • ак превратить управление образованием через стандарты образования в ресурс уменьшения разных рисков, социальных и межличностных конфликтов, в том числе конфликтов, возникающих на почве ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии, социальной агрессии и нетерпимости?
  • как через управление знаниями с помощью такого инструмента как стандарты образования добиться социального доверия и взаимопонимания в российском обществе?

2.Риски недооценки социальных эффектов модернизации образования:

  • Недооценка образования как одного из ведущих институтов социализации подрастающего поколения.
  • едооценка роли образования в решении проблем российского общества: усиление миграционных процессов, социальное сиротство, демографические изменения, возникновение различных социальных конфликтов и др.
  • Отсутствие социального целеполагания при проектировании различных сценариев развития образования.
  • Недооценка роли средств массовой коммуникации и религии в процессе социализации подрастающих поколений.
  • Кризис семьи как института социализации подрастающего поколения.
  • Игнорирование мотивации различных социальных групп при проведении социальных реформ
  • Использование социальных страхов массового сознания как средств мобилизации протестной реакции населения по отношению к реформам образования разными политическим группами
  • Экономико-управленческий детерминизм ("реформирование образования от экономики").
  • "Реформирование образования изнутри" (реформирование образования в интересах профессионального цеха без учета социальных интересов подрастающего поколения, семьи, общества и государства).

3.Основные задачи социокультурной модернизации образования.

  • разработка стратегии развития образования как ведущей социальной деятельности общества и механизмов ее реализации в государственных программах;
  • формирование гражданской идентичности личности как основы солидарности российского общества;
  • проектирование образования как ресурса для установления диалога культур, толерантности, взаимопонимания и доверия в российском обществе;
  • выявление возможностей образования для компенсации потенциальных рисков социализации подрастающих поколений, возникающих в других институтах социализации;
  • повышение мобильности, доступности и качества образования как условия роста социально-экономического статуса в современном обществе, достижения личного и профессионального успеха;
  • развитие "компетентности к обновлению компетенций" как цели образования и ключевого условия роста конкурентноспособности личности, общества и государства;
  • разработка стандартов образования как конвенциональных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства.

4. Основные направления реализации задачи формирования гражданской идентичности личности учащихся при разработке новых образовательных стандартов

  • учет задач формирования гражданской идентичности при определении требований к личностным результатам образовательного процесса для начальной, средней и полной средней ступеней общего образования;
  • определение требований к содержанию и структуре основной образовательной программы, включая соотношение урочной и неурочной частей;
  • определение требований к условиям достижения личностных результатов образовательного процесса – формированию гражданской идентичности учащихся для начальной, средней и полной средней ступеней общего образования;
  • учет рекомендаций к проектированию и созданию примерных программ по учебным предметам с учетом задач формирования гражданской идентичности и ценностных характеристик;
  • учет рекомендаций в отношении внеурочной части базового образовательного плана, включая рекомендации по задачам, содержанию, методам организации видов деятельности учащихся.