Институт социального конструирования

II Международная научно-практическая конференция «Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе» 18-21 апреля 2011 года.

Социальный проект – это гражданская инициатива, призванная решать актуальные социальные задачи, путем объединения усилий органов власти, бизнеса, а также активной и творческой части общества. Развитие социального проектирования в нашей стране говорит об острой потребности в новых технологиях поддержки в ситуации социальной незащищенности граждан. Социальное проектирование, по сути, является маркером «болевых точек» проводимой в стране социальной политики.

Проведенный с 18 по 21 апреля 2011 года в стенах Академии труда и социальных отношений цикл мероприятий еще раз фокусирует внимание на основных и самых актуальных запросах общества.

Круглый стол «Человек и общество в информационно-коммуникационном поле». 18 апреля 2011 года

Информационная среда - это полноправная среда нашего обитания, наряду с биосферой, со своими правилами жизни, со своими хищниками и иными «экологическими» факторами.

Многочисленные ученые и практики отмечают бесспорное влияние информации на поведение, мировоззрение и механизмы адаптации человека.

Важным аспектом в рассмотрении темы круглого стола можно определить влияние информационной среды на жизнь человека. Наиболее восприимчивы и от этого наиболее уязвимы в этом плане оказываются дети 5 -8 лет, в силу влияния ведущего мотива, а также отсутствия необходимого уровня критичности к поступаемой информации. В этом возрасте закладываются основы базовых гуманистических ценностей человека, формируются основные принципы выстраивания взаимоотношений с окружающими, появляется рефлексия, ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений. Важным аспектом развития ребенка в этом возрасте является формирование внутренней позиции, которая в дальнейшем определит отношение к самому себе, к другим людям и к миру в целом.

Ребенок в этом возрасте способен обобщать свой жизненный опыт, свои переживания, происходит понимание причинно-следственных связей жизненных событий и поступков. Этот возраст крайне важен в воспитательном плане, так как является сензитивным периодом в развитии ребенка и во многом определяет дальнейшее формирование его личности. Необходимым условием для формирования гармоничной личности становится комфортная образовательная среда, которая обеспечивает ребенка моделью поведения в обществе, способствует формированию поведенческого репертуара.

Одной из основных задач при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста является выстраивание воспитательной работы с детьми на основе использования таких элементов образовательной среды (развивающих игр, книг, теле-, аудио- и визуальных средств и др.), которые способствуют формированию и развитию навыков коммуникативной культуры, основ волевой саморегуляции поведения (способности человека к овладению собственным поведением в различных ситуациях, способность к сознательному управлению своими действиями, состояниями и побуждениями).

Один из примеров подобной воспитательной работы представили на круглом столе сотрудники института Алиева Э.Ф. и Радионова О.Р.

Это анимационный мини - сериал из цикла «Азбука доброжелательности со Смешариками», созданный при реализации проекта в области образования, культуры, искусства и общественной дипломатии «Формирование информационно-образовательной среды по пропаганде толерантности и профилактике насилия среди детей и подростков. Сериал раскрывает секреты позитивного, толерантного общения, установления доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми, усвоения правил поведения в коллективе, в том числе с новыми членами коллектива, и принятия совместных решений для решения общих проблем.

Работа над сериалом проходила в течение 2-х лет – с 2008 по 2010 гг. В его создании приняла участие целая группа специалистов. Научными консультантами-методистами были Алиева Э.Ф. и Радионова О.Р. . Основной задачей была разработка психолого-педагогических основ концепции сериала и обоснование предлагаемых тематических блоков. На первом этапе работы были выделены и обоснованы 20 тем, отражающих наиболее важные стороны формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Из 20 тем были составлены 6 тематических блоков, касающихся воспитания навыков позитивного взаимодействия при общении детей со сверстниками и взрослыми:

  • Понимания другого в ситуации конфликта
  • Общения с новым членом коллектива
  • Неравнодушного отношения к проблемам других
  • Совместных действий при решении общих задач
  • Уважения чужого мнения
  • Веры в свои силы

Специфической и очень важной особенностью сериала является вывод - своеобразный слоган, который предлагается в конце каждой серии. Он не только произносится диктором с особой интонацией. Вывод-девиз ребенок может прочитать самостоятельно – текст девиза выполнен в яркой цветовой гамме, увеличивается для удобства его прочтения. Подобное аудио-визуальное воздействие дает возможность более глубоко осознать смысл происходящего, позволяет запомнить кратко сформулированную основную мысль предложенной в мультфильме проблемной ситуации и рассмотренный вариант ее решения.

 

Круглый стол «Человеческий фактор в социальном проектировании» 20 апреля 2011 года

В настоящее время все чаще приходится слышать об инвестиционной привлекательности России для зарубежных партнеров. Правительство нашей страны предпринимает различные меры для «оздоровления» российской экономики.

Участники круглого стола утверждают, что развитие социальной ответственности в бизнесе, уделение внимания социальным нуждам позволит повысить градус доверия зарубежных партнеров. Социальное проектирование только зарождается в нашей стране, в то время как в развитых странах это явление не только знакомо, но и охватывает различные сферы жизни не только социальную сферу.

Представленные на круглом столе доклады формируют российский взгляд на эту тему, поднимая актуальные вопросы, связанные с повышением уровня социальной активности граждан, воспитанием в духе толерантности, повышением мотивации к занятию спортом, развитием профессиональных союзов и гражданских инициатив. По замыслу организаторов круглого стола, каждый доклад представлял собой краткий отчет о деятельности того или иного социального проекта, который докладчик со своей командой реализует в стенах своего учебного заведения.

По завершению представления докладов все участники получили задание разработать концепт социального проекта, решающего различные социальные проблемы, такие как: методы формирования толерантного сознания в системе образования, проблемы, связанные с распадом браков, насилием в семье, методы, повышающие мотивацию усыновления и попечительства детей-сирот, детей с ограниченными возможностями, профилактика жестокого обращения с животными и др.

Каждая команда участвовала в конкурсе проектов, презентовала свою идею и варианты решения поставленных в задании социальных проблем. По итогам конкурса были выделены призовые места.

Сотрудники Института Радионова О.Р. и Терехова Е.С. были членами жюри по подведению итогов конкурса и выбору наиболее значимых и актуальных работ. Институт социального конструирования выступил в качестве официального спонсора по награждению победителей ценными подарками.

Победители конкурса:

I Место – Абрамова Дарья и Гладнева Юлия (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ"), г. Санкт-Петербург.

II Место – Арустамов Тимур Артурович (Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма), г. Москва.

III Место – Ишкенеева Гузэель Фаридовна, Калакова София Камильевна, Хайретдинова Айзиля Маратовна, Чернова Наталья Владимировна (Казанский федеральный университет), г. Казань.