Институт социального конструирования

Семинар по теме
"Технология комплектования профильных классов с учетом профессиональных интересов, склонностей, особенностей интеллектуальной, коммуникативной, психоэмоциональной сферы"

Семинар состоялся 22 октября 2008 г. на базе Научно-методического центра Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.

Основные тезисы семинара

Требования к общим способностям, которые предъявляют к человеку большинство профессий, настолько очевидны, что часто проходят мимо внимания как подростков, выбирающих профессию, так и взрослых, которые должны им в этом помогать. Диагностика, способствующая более реалистичному взгляду подростков на свои возможности, открывает хорошие перспективы для учебной мотивации в старшей школе в свете профессиональной жизненной перспективы.

Профильное обучение может способствовать профессиональному и личностному росту человека только в том случае, если выбор профиля сделан на основе психологической диагностики способностей подростка, проведенной на высоком профессиональном уровне с использованием эффективных средств и методов.

Основные принципы диагностики профессиональных интересов и склонностей, особенностей интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Методы групповой диагностики учащихся 8-9 класса в целях выявления уровня сформированности общих способностей и уточнения профиля дальнейшего обучения в целях комплектования профильных классов, а также при индивидуальном консультировании подростков по вопросам профессионального самоопределения.

Результаты отдельных методик нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Сочетание нескольких разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения.

Групповая работа участников семинара по выявлению качеств, значимых уточнения профиля обучения и подбора оптимальных методов диагностики. Систематизация результатов диагностики в соответствии с профилями обучения.

Презентация справочно-информационного пособия для учащихся "Правильный выбор профессии"

В целях развития готовности учащихся к осознанному выбору профиля

обучения в рамках проекта разработано справочно-информационное пособие "Правильный выбор профессии". Структура, содержание и возможности использования пособия в ходе предпрофильной подготовки.

В рамках семинара рассмотрена специфика работа с родителями учащихся профильной школы.

Стереотипы, искажающие и затрудняющие выбор профессии в подростковом возрасте, закладываются еще до школы. Поэтому успешность профориентационной работы в образовательном учреждении во многом зависит от того, удастся ли классному руководителю и школьному психологу сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии – без этого бесполезны самые замечательные программы и технологии профориентационной работы.

Участникам семинара представлен цикл родительских собраний в 8-9 классах по важным и острым темам: влияние семьи на выбор профессии, профильное обучение, отбор в профильные классы, профессиональные интересы и склонности, истинное и мнимое лидерство.

Семинар по теме "Инновационные программы психологического сопровождения профилирования обучения в старших классах"

Семинар проведен 29 октября 2008 г. в Научно-методическом центре Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.

В ходе семинара рассмотрен вопрос о концептуальных подходах к психологическому сопровождению профилирования в старших классах.

В докладе Д.А. Леонтьева раскрыты проблемы личностного потенциала, рассмотрены факторы его влияния на эффективность учебной и профессиональной деятельности, освещен процесс и последствия выбора профиля обучения в старших классах.

Проведена общая дискуссия о влиянии структур личностного потенциала на выбор профиля обучения в старших классах.

Рассмотрены активизирующие методы профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов.

Г.В.Резапкиной раскрыты цели, задачи, структура и содержание тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8-9 классов "Профессия и карьера". Сообщила об итогах апробации тренинга и возможности его использования в целях развития готовности к выбору профиля обучения. Рекомендации по проведению тренинга в условиях профильной школы.

Е.Ю. Патяева ознакомила с материалами конструктивно-деятельностного тренинга самоопределения для старшеклассников: программа и анализ опыта проведения тренинга. Представила результаты анализа возможностей конструктивно - деятельностного тренинга для организации конструктивного диалога между старшеклассниками и администрацией.

Особое внимание уделено компьютерным методам диагностики готовности к самостоятельному и ответственному выбору подростками профиля обучения.

Использование интерактивных компьютерных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняя традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса, высвобождая время, затрачиваемое на обработку и формирование базы данных, сравнительный анализ и подготовку статистических отчеты.

Д.А. Леонтьевым и А.Ю. Барышевым предложена презентация компьютерной программы диагностики и развития готовности к выбору профиля обучения на основе анализа факторов развития личностного потенциала учащихся. Раскрыты м етодологическая основа программы и ее возможности в целях выбора профиля с учетом индивидуально-психологических особенностей старшеклассников.

В заключение работы семинара состоялась общая дискуссия о возможностях использования представленных диагностических и развивающих методик в работе школьных психологов.