Методика разработки программы и организация учебно-воспитательной работы по программе формирования установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми "Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?"

В рамках программы 20-ти часового трехдневного обучающего семинара для специалистов органов управления системы общего образования, руководителей общеобразовательных учреждений, методистов и педагогов по проблеме внедрения комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности.

Цель программы – выстраивание воспитательной работы с детьми, их родителями и педагогами на основе использования таких элементов образовательной среды (развивающих игр, книг, теле, аудио визуальных средств и др.), способствующих развитию навыков толерантного общения, ослаблению влияния таких факторов социальной среды, которые вызывают у детей чувства страха, отчуждения по отношению к другим; развитию у детей потребности в проявлении искренней дружбы, согласия, взаимопомощи. Особое внимание в программе уделяется развитию у старших дошкольников и мл. школьников коммуникативных навыков со взрослыми и сверстниками.

Методика разработки программы

1 этап

Выбор и обоснование 17 наиболее актуальных тем по проблеме формирования установок толерантного отношения к миру (см. концепт-темы по проблематике ТОЛЕРАНТНОСТЬ).

2 этап

На основании выбранных тем разработка концепт-сценариев, ориентированных на взрослую аудиторию (учителей, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов, родителей). Концепт-сценарии могут использоваться на родительских собраниях, всеобучах, методических часах и других мероприятиях. Данные концепт-сценарии раскрывают основные философские, психолого-педагогические и "житейские" позиции каждой темы, акцентируя внимание на тех вопросах, которые требуют особого внимания при работе с детьми. Концепт-сценарий может служить основой для создания авторских методик и выстраивания системы работы по проблеме толерантности в каждом конкретном образовательном учреждении при учете специфики работы учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей конкретного детского коллектива, профессиональных интересов самих педагогов.

3 этап

На основе концепт-сценариев на данный момент разработаны 10 сказок для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Объем материала, схема его построения и изложения соответствуют не только требованиям, предъявляемым к литературным произведениям для детей данного возраста, но и особенностям литературного жанра "сказка".

4 этап

К каждой сказке разработаны творческие задания, включающие 2 вопроса и практическую работу детей.

1 вопрос касается общего усвоения содержания сказки.

2 - 3 вопросы помогает уточнить степень понимания детьми основной мысли конкретной сказки, касающейся вопросов формирования установок толерантного общения.

Практическая работа – продуктивная деятельность детей, основанная на тех видах деятельности, в которых дети 6-8 лет наиболее успешны (рисование, аппликация, конструирование, лепка, песенное и танцевальное творчество, художественный труд, работа с тестом и др.).

Структура программы

  1. Учебно-тематическое планирование работы с педагогами в образовательных учреждениях (ДОУ и начальных классах общеобразовательной школы).
  2. Примерная циклограмма организационных форм деятельности дошкольного образовательного учреждения и начальной школы по формированию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  3. Методические рекомендации к проведению обучающего тренинга "Мы разные, но дружные!" для педагогов-психологов, старших воспитателей и воспитателей детских садов, учителей начальных классов.
  4. Сборник сказок с творческими заданиями. "Как Карапушки учились понимать друг друга" для детей 5-8 лет.
  5. Рабочая тетрадь для старших дошкольников и младших школьников с творческими заданиями "Карапушкины истории" - в стадии разработки.
  6. В перспективе планируется разработка наглядно-демонстрационного пособия – набора дидактических плакатов по проблеме формированию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми "Мы разные, но дружные!", компьютерной развивающей игры "Как Карапушки учились понимать друг друга".

Условия успешности внедрения программы.

  • Наличие специальной подготовки у педагогов, занятых в реализации программы в ОУ.
  • Внедрение материалов программы в учебно-воспитательный процесс на основе интеграции различных видов деятельности.
  • Наличие определенным образом организованном предметной развивающей среды, позволяющей использовать разнообразные формы работы с детьми (в том числе нетрадиционные).
  • Системный подход к внедрению программы формирования основ толерантного сознания.
  • Наличие мотивационной готовности у администрации ОУ, пед. коллектива, родителей к осуществлению работы по программе.
  • Тесная взаимосвязь различных субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов учащихся, воспитанников д/с, родителей, администрации ОУ) в работе по программе.
  • Наличие у образовательного учреждения опыта инновационной или экспериментальной деятельности.

Применительно к ступени полного среднего образования требования к результатам формирования гражданской идентичности включают:

В отношении когнитивного компонента:

  • создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
  • экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

  • чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В отношении деятельностного (поведенческого) компонента:

  • участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
  • выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение мировоззрения и веры другого человека;
  • выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.

Показателями сформированности гражданской идентичности личности выступают также такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности (Таблица 1).

Таблица 1.

Критерии оценки эффективности работы образовательного учреждения по программам формирования гражданской идентичности (работа с учащимися среднего и старшего школьного возраста).

№ п/п Переменные параметры активности \ пассивности позиций учащихся Динамика активности \ пассивности позиций учащихся

 

В чале работы
по данным ОП
В ……………. работы
по данным ОП
Стремление принимать решения и прогнозировать последствия их принятия в ситуации выбора (по данным анкетирования и педагогического наблюдения в реальных ситуациях)
1 Отказ (уклонение) от принятия решения в случае обязательного гипотетического выбора (по данным анкет)    
2 Отказ (уклонение) от принятия решения в случае необязательного гипотетического выбора (по данным анкет)    
3 Отказ (уклонение) от принятия решения в случае реального жизненного выбора (по данным педагогического наблюдения)    
4 Формальное прогнозирование результата выбора (например: все будет хорошо, лучше чем теперь, хуже чем теперь или т.п.)    
5 Отказ от прогнозирования результатов выбора (например, не знаю, затрудняюсь и т. п.)    
6 Реальное прогнозирование результатов выбора по качественным группам: положительные и отрицательные результаты    
7 Реальное прогнозирование результатов выбора по дальности действия: непосредственные и опосредованные результаты