Основные формы работы с участниками образовательного процесса по педагогической технологии " Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?"

В работе по педагогической технологии могут быть использованы как традиционные, так и инновационные формы организации деятельности со всеми участниками воспитательно - образовательного процесса (например: комплексные и интегрированные занятия, встречи в клубах по интересам, проектная деятельность, очные и заочные экскурсии, творческие конкурсы и викторины и т.п.).

Однако приоритет отдается, все-таки, инновационным формам работы. Это связано с тем, что педагогическая технология позволяет гибко выстраивать воспитательно-образовательный процесс без ущерба для усвоения детьми основной образовательной программы учреждения. "Гибкость" процесса воспитания достигается путем синтеза различных видов деятельности при активной реализации творческого и познавательного потенциала всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).

На схеме 1 представлены инновационные формы работы по педагогической технологии со всеми участниками образовательного процесса.

"Центром", аккумулирующим весь процесс работы, является обучающий тренинг для педагогов и специалистов образовательных учреждений - "Мы разные, но дружные". Он проводиться разработчиками программы, осуществляющими функции "методистов и координаторов" совместной деятельности всех участников воспитательно - образовательного процесса. Обучающий тренинг – это не временное мероприятие, возникающее от случая к случаю. Это постоянный процесс, длящийся в течение 2-х лет, объединяющий в единую систему обучение специалистов и апробацию педагогической технологии в конкретном образовательном учреждении. В ходе тренинга выстраивается "обучающая цепочка" - разработчики программы-педагоги-родители-дети.

Педагоги – креативная группа, своеобразное "связующее звено" между всеми участниками образовательного процесса, "носители" творческих идей и практических действий. Уже с первых встреч в родительском клубе "Большие Карапуши" полученную в ходе обучающего тренинга информацию педагоги предлагают вниманию родительской аудитории.

Творческие встречи в родительском клубе "Большие Карапуши" - это мероприятия, направленные на вовлечение и активное участие родителей в процесс формирования у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми средствами семейного воспитания. Родительский клуб может стать приятной составляющей традиционных родительских собраний. Желательно, чтобы в работе клуба "Большие Карапуши" приняли участие родители (или близкие люди) каждого ребенка из группы или класса.

Дети - основные участники воспитательно-образовательного процесса по формированию установок толерантного отношения к Миру. Они вовлекаются в работу по педагогической технологии только на этапе, когда взрослые (педагоги и родители) уже начали совместную деятельность. Очень важно, чтобы такая "этапность" была соблюдена, поскольку все, что дети будут осваивать по педагогической технологии в стенах образовательного учреждения должно, по мере возможности, закрепляться и поддерживаться в условиях семьи.

Основные формы работы педагогов (и разработчиков программы) с детьми – сказкотерапия и МИНИ-проекты, основанные на различных видах детской продуктивной деятельности.

МИНИ-проекты выполняются на основе творческих заданий, предложенных к каждой сказочной истории из сборника. Педагог решает сам, в какой форме (индивидуально, в подгруппах, фронтально) будет проводиться МИНИ-проект. Это зависит от многих обстоятельств - от возрастного состава детского коллектива, от психологических особенностей развития детей, от уровня сформированности навыков продуктивной деятельности каждого ребенка, от профессиональных интересов самого педагога и т.д.

Из числа наиболее активных и заинтересованных специалистов образовательных учреждений (психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей, педагогов дополнительного образования и др.) и родителей формируется "Творческая группа". Участие в работе творческой группы - добровольное ! Основная задача деятельности творческой группы – подготовка и организация МЕГА-проектов по проведению совместной деятельности взрослых и детей. МЕГА – проектом может стать любое мероприятие по выбору из перечня форм работы, представленных в "Примерной циклограмме организационных форм деятельности образовательного учреждения по формированию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия детей 5-8 лет со сверстниками и взрослыми". Оптимальная периодичность проведения МЕГА-проектов – один раз в квартал.

МЕГА-проект "глазами педагогов"– диагностическое мероприятие, в ходе которого выявляется уровень:

  • усвоения детьми изученного материала;
  • развития умений действовать совместно, сообща;
  • эффективности используемых методических и педагогических приемов;
  • сформированности у детей навыков применения в повседневной жизни основных норм и правил выстраивания позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.

МЕГА-проект позволяет выявить как положительные, так и отрицательные стороны организации совместной деятельности взрослых и детей и является своеобразным "индикатором успешности" выстраивания универсальной системы работы образовательного учреждения по педагогической технологии "Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?".

Для детей и родителей МЕГА-проекты – это еще одна возможность побыть вместе - радостные встречи со своими друзьями и близкими, в ходе которых каждый (и маленький, и взрослый!) может продемонстрировать лучшие качества своего характера, порадоваться успехам других людей, проявить свои способности и таланты, поделиться секретами дружбы и взаимопонимания.

МЕГА-проекты могут проводиться также в рамках мероприятий по осуществлению преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.

Схема 1. Инновационные формы работы с участниками образовательного процесса по педагогической технологии "Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?"

Продолжение следует

В таблице 1 предложена примерная циклограмма организационных форм деятельности образовательного учреждения по формированию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия детей 5-8 лет со сверстниками и взрослыми на второй квартал учебного года (1-й год работы).

В Приложении 1 предлагается вступительная часть "Сборника сказочных историй" - "Карапушки, здравствуйте!", которая знакомит читателей с главными героями – Карапушками.

Таблица 1. 

Примерная циклограмма организационных форм деятельности образовательного учреждения по формированию установок толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия детей 5-8 лет со сверстниками и взрослыми. Второй квартал.

Примечание: приоритетным является выстраивание работы на основе интеграции различных видов деятельности

1-й год работы по педагогической технологии "Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?"

Старшая группа дошкольного образовательного учреждения (5-6- лет), 1-й класс начальной школы

Основные формы проведения мероприятий Источник 2 квартал Ответственные за проведение мероприятия
декабрь январь февраль
1 Тренинг
"Мы разные, но дружные!"
Педагогическая технология Часть 1. "Нас – много! Мы – разные!"
(4 тренинговых занятия)
Разработчики программы, ведущие тренинга, старшие воспитатели, зам.директора по нач.классам
2 Тематика занятий тренинга с педагогами и родителями в клубе "Большие Карапуши" Педагогическая технология Занятие 4: "Многообразие – это богатство!" Занятие 5: "Мы – разные!" Занятие 7: "Традиции и обычаи разных народов"

 

 

Педагогическая технология Занятие 6: "Мы интересны друг другу!" Занятие 8: "Народные секреты (народные праздники, национальные костюмы, игры)

 

3 Концепт-сценарии Педагогическая технология Принятие Другого с учетом индивидуальных и культурных особенностей
4 Работа со сборником сказочных историй "Как Карапушки учились понимать друг друга" Сборник сказочных историй История о том, как карапушки испекли хлеб-лаваш Педагоги, педагог-психологи
5 МИНИ-проект Сборник сказочных историй Творческое задание к сказочной истории Педагог, педагог-психолог
6 Музыкально-тематические встречи в клубе "Музыкальные истории" По плану воспитательной работы образовательного учреждения Истории появления музыкальных инструментов. Секреты великих композиторов мира. Песенный калейдоскоп народов мира Музыкальный руководитель, учитель музыки, педагоги дополнительного образования
7 Развлечения, досуги, спортивные мероприятия Сборник сказочных историй Развлечение из цикла "Истории карапушек: жить в мире с собой и другими"
"Мы такие разные!"
(из цикла "Родители и дети")
Спортивный досуг из цикла "Истории карапушек: жить в мире с собой и другими"
"Подвижные игры разных народов"
Воспитатель по физической культуре, учитель физкультуры
8 Праздники По плану воспитательной работы образовательного учреждения Новогодний праздник Творческая группа
9 Кукольные спектакли, театрализованная деятельность Сборник сказочных историй Пальчиковый театр из цикла "Истории карапушек: жить в мире с собой и другими"
"Кто ты? Какой ты?"
Педагог-психолог
10 Комплексные и интегрированные занятия, тематические беседы Педагогическая технология Комплексное занятие из цикла "Истории карапушек: жить в мире с собой и другими"
"Мы интересны друг другу!"

 

Творческая группа
11 Занятия в системе дополнительного образования Сборник сказочных историй Юным талантам-друзьям карапушек
"Тарелочки для лаваша" (худ.труд; оригами)
Педагоги дополнительного образования
12 Экскурсии (очные, заочные, видеоэкскурсии) Сборник сказочных историй Экскурсия (видеоэкскурсия) в продуктовый магазин из цикла "Истории карапушек: жить в мире с собой и другими" "Хлеб – всему голова!" Педагоги, педагог-психологи, родители
13 Конкурсы, выставки Педагогическая технология Конкурс юных путешественников "В некотором царстве, в незнакомом государстве!"
(в рамках преемственности с начальной школой)
Творческая группа

МЕГА – проект – любое мероприятие, начиная с позиции № 6 по выбору образовательного учреждения. Рекомендуемая частота проведения мероприятия – один раз в квартал.

Приложение 1.

Дорогие ребята! Вы любите сказки? Конечно, кто же их не любит! А вы знаете, что все сказки живут в одной замечательной стране, которую так и называют - страна Сказок. Мы приглашаем вас в путешествие по сказочной стране, где можно найти новых друзей и разгадать секреты дружбы и взаимопонимания. Итак – вперед, навстречу приключениям!!!

Жили – были в стране Сказок необыкновенные создания – КАРАПУШКИ. Почему они жили в стране Сказок? Да потому, что там ОЧЕНЬ интересно! Почему - необыкновенные создания? Потому что они ни на кого не похожи, только сами на себя. Почему их называют Карапушками? Это потому, что в стране Сказок есть только одна деревенька – МАЛЫЕ КА РА ПУ ШИ , в которой и проживает этот удивительный народ. В этой деревеньке много чудес – есть, например, волшебные КА русели времени, покатавшись на которых можно попасть в прошлое или в будущее.

Или РА дужный мостик через речку с золотой водой. А как радуются сладкоежки, попав в маленькую ПУ стыню, где вместо настоящего песка лежит сахарный песочек!

Есть в Малых Карапушах озорные ШИ шки в еловом бору, которые сами следят за порядком и, если нужно, "обстреливают" тех, кто плохо ведет себя, попав в этот необыкновенный лес.

Ну и, наконец, Карапуши славятся своими жителями - карапушками - мастерами рассказывать замечательные истории, в которых удивительным образом "переплетаются" правда и выдумка. Каждая история – это настоящее приключение!

Друзья и близкие с удовольствием приходят в гости к Карапушкам, чтобы послушать очередные истории. И, что удивительно - многие, кто слышит их, узнают в героях приключений самих себя.

Все бы хорошо, да вот только одно огорчает. Начали карапушки в последнее время часто ссориться. Никак не могут решить, чья история интереснее и удивительнее. Шумят, нервничают, обижаются. Кажется, что на какое-то время они просто разучились понимать друг друга! Но карапушкам удалось справиться с этой неприятностью. Хотите узнать – как?

Давайте для начала заглянем в страну Сказок, в деревеньку Малые Карапуши. Но нам нужно узнать название улицы, на которой живут карапушки. Название улицы зашифровано в кроссворде в красных квадратиках.

1. У Карапушек – спортивные соревнования. Две команды перебрасывают мячик через радугу. Это очень нелегко, поэтому командам нужна помощь болельщиков. По-другому эту помощь называют…. ( по д держка ).

2. Малыши-Карапушки строят из ледяных кубиков башню. Кубики такие непослушные, скользкие! Все время падают, и башня никак "не хочет расти вверх". Маленькие строители так и не закончили постройку, хотя ледяных кубиков было много. Чего же не хватило карапушкам? ( те р пения ).

3. В сказочном лесу много-много лет жила сова. Она была очень умная, многое видела и слышала в своей жизни. Все приходили к ней за помощью, за советом, потому что у совы было очень важное качество, которое называется……. ( м у дрость ).

4. Карапушки отгадывали загадки. В одной из них говорилось о качестве, которое проявляется к другим в знак понимания и принятия их интересов. Вы знаете, как называется это качество? ( ува ж ение ).

5. Однажды карапушки повздорили. Кто-то случайно разбил бабушкину чашку и не признавался в этом. Карапушки громко выясняли - кто же это сделал, кто совершил такой плохой поступок? Назревал скандал. Но вмешалась бабушка. Она сказала: "Друзья мои! Вы тут что-то "развоевались"! Давайте-ка попробуем решить эту проблему мирно, чтобы сохранить хорошее отношение и любовь друг к другу. Я знаю, кто разбил чашку. Это наш шалунишка-кот. Простим его, он ведь сделал это случайно". Кот виновато выглядывал из-под стола. Карапушки с радостью согласились. Бабушке подарили новую чашку. Вот и пригодилось важное качество, в названии которого есть слова "МИР" и "ЛЮБОВЬ". Как оно называется? ( миролю б ие )

6. На клумбе у дома карапушек выросли цветы. Они такие красивые, яркие. Карапушки все вместе ухаживали за ними – поливали, пропалывали. Прохожие любуются цветами и говорят, что вырастить такую красоту карапушкам помогла …… ( з а бота ).

Что же у нас получилось? Слово "ДРУЖБА". Да, именно так и называется улица, где живут карапушки. Поспешим туда, и узнаем, какие же удивительные истории с ними приключились.

Радионова Ольга Радиславовна

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник

Алиева Эвелина Факировна

кандидат педагогических наук, исполнительный директор