Институт социального конструирования

Компьютерная диагностическая программа "Потенциал выбора -1"; "Потенциал выбора-2"

Пакет компьютерной диагностики "Потенциал выбора" предназначен для психологической диагностики учащихся с последующей обработкой и хранением результатов тестирования в базе данных.

Основные возможности программы:

  • компьютеризированное тестирование учащихся в режиме он-лайн;
  • облегчённый ввод данных с тестовых бланков специалистом образовательного учреждения;
  • автоматическая обработка тестовых данных, расчёт баллов по шкалам и вывод интерпретаций;
  • хранение ответов учащихся и результатов тестирования в базе данных с возможностью экспорта, сохранения в файл и вывода на печать.

Пакет психодиагностических методик решает диагностическую задачу определения индивидуального уровня психологической готовности старшеклассников к самостоятельному выбору профиля обучения и диагностики индивидуальных особенностей этого выбора.

Основными принципами разработки пакета являлись:

  1. Соответствие психодиагностических методик поставленной задаче.
  2. Время заполнения испытуемыми пакета психодиагностических методик должно составлять не более 40 минут (1 урок).
  3. Процедура обработки результатов должна обеспечивать возможность предъявления методик как в компьютерном, так и в ручном варианте.
  4. Простота обработки результатов как в компьютерном, так и в ручном варианте.
  5. Тестовые интерпретации должны обеспечивать возможность адекватного понимания результатов как психологами, так и педагогами без специальной психологической квалификации.
  6. Помимо диагностического компонента, методики должны содержать развивающий потенциал, направленный на повышение степени осознанности учащимися выбора профессии и профиля обучения.
  7. Представленные методики должны соответствовать стандартным требованиям научной психологии, предъявляемым к психологическим тестам, и удовлетворять принятым критериям внутренней и внешней валидности, одномоментной и ретестовой надёжности.

В пакет компьютерной диагностики входят три методики:

  • "Матрица выбора профессии" (автор – Г. В. Резапкина);
  • "Субъективное качество выбора профиля обучения" (авторы – Д. А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, А. Х. Фам);
  • "Тест жизнестойкости" (авторы – Д. А. Леонтьев и Е. И. Рассказова).

Методика "Субъективное качество выбора профиля обучения" измеряет индивидуальные особенности переживания учащимся ситуации выбора профиля обучения и результата сделанного выбора. Методика включает четыре шкалы: продуманность выбора, самостоятельность выбора, эмоциональная окраска выбора и удовлетворённость выбором. Данные этой методики могут использоваться для выявления учащихся, которые испытывают затруднения или повышенный стресс в ситуации выбора профиля обучения и нуждаются в помощи психолога или педагога в осуществлении этого выбора.

Методика "Тест жизнестойкости" предназначена для диагностики индивидуального уровня способности учащихся к успешным действиям в сложных или стрессовых ситуациях, таких как ситуация выбора профиля обучения. Как показали многочисленные исследования, жизнестойкость является особенностью личности способствующей успешному совершению подобного выбора, в то время как низкий уровень жизнестойкости может быть связан с неспособностью к совершению выбора, затягиванию выбора или совершению случайного выбора. Тест жизнестойкости включает в себя три шкалы, соответствующие трём компонентам жизнестойкости в соответствии с теорией С. Мадди: вовлечённость (установка на участие в происходящем), контроль (установка на активное влияние на происходящие события) и принятие риска (установка на принятие неопределённых ситуаций и действие в них). Данные этой методики могут использоваться для выявления учащихся с низким уровнем жизнестойкости, для которых стресс, связанный с выбором профиля обучения может оказаться фактором, существенно снижающим эффективность выбора. Таким учащимся требуется помощь психолога или педагога.

Методика "Матрица выбора профессии" представляет собой не столько психодиагностическую методику, сколько развивающую процедуру, направленную на повышение осознания учащимся собственного профессионального выбора и способствующую более эффективному выбору профиля обучения. В ходе работы с методикой учащемуся предлагается сделать выбор объекта труда (человек, информация, техника и пр.) и вида деятельности по отношению к этому объекту (управление, обслуживание, контроль и др.). Каждое сочетание объекта труда и вида деятельности очерчивает круг из 3-7 профессий, соответствующих этим критериям, с описанием содержания деятельности, профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний каждой профессии. Учащийся может выбирать различные критерии и знакомиться с описаниями различных профессий, осуществляя своего рода "репетицию" будущего профессионального выбора, анализ соответствия собственных запросов и способностей особенностям каждой профессии. Полученная информация может помочь ему достичь большей определённости в своём профессиональном выборе и, таким образом, в выборе профиля обучения.

Таким образом, психодиагностические методики "Субъективное качество выбора" и "Тест жизнестойкости" удовлетворяют требованиям научной психологии и позволяют получить информацию об индивидуальных особенностях выбора, а методика "Матрица выбора профессии" вносит в батарею методик развивающий компонент.

Программный продукт отвечает следующим требованиям:

  1. Совместимость с широким спектром аппаратного обеспечения.
  2. Совместимость с основными операционными системами.
  3. Невысокие системные требования.
  4. Соответствие интерфейса требованиям эргономики.
  5. Лёгкость освоения, невысокие требования к предварительной компьютерной подготовке.

При выборе между операционными системами было принято решение о разработке продукта, совместимого с системой Microsoft Windows . Несмотря на то, что операционные системы семейства UNIX / Linux являются некоммерческими и приобретают популярность в образовательных учреждениях, их установка, освоение и поддержка требуют высокого уровня подготовки специалистов. Кроме того, часть программных продуктов, совместимых с Microsoft Windows , могут также использоваться под UNIX / Linux , но не наоборот.

При выборе между операционными системами семейства Windows было принято решение о разработке программного продукта под Microsoft Windows 2000/ XP . Несмотря на то, что значительное количество компьютеров в образовательных учреждениях работают под управлением Windows 95/98/ ME , эти версии ОС являются устаревшими и не обеспечивают совместимости с современным оборудованием, а разработанное под них ПО часто оказывается несовместимым с более новыми версиями ОС, такими как Windows Vista .

При выборе баз данных была выбрана технология Microsoft Access , не требующая установки дополнительного ПО, в том числе Microsoft Office , в отличие от Microsoft SQL Server . Технология Access не требовательна к ресурсам компьютера и в то же время обеспечивает достаточную гибкость и производительность. Важной особенностью является встроенная поддержка этой технологии в ОС Windows .

Подробнее – см. приложение 1.1.4, "Руководство пользователя".

Для разработки интерфейса была выбрана платформа Microsoft . NET , соответствующая современным требованиям совместимости и интеграции с другими программными и аппаратными решениями. При разработке использовалась бесплатная версия Microsoft Visual Studio 2008 Trial . В качестве языка программирования использовался Microsoft Visual Basic . NET , реализующий основные принципы объектно-ориентированного программирования.

Разработанный программный пакет "Потенциал выбора" характеризуется высокой совместимостью с различными аппаратными платформами и версиями ОС ( Windows 2000, XP , Vista ) и относительно невысокими требованиями к системным ресурсам (не превышающими требования самих этих операционных систем). Пакет характеризуется лёгкостью установки, простотой освоения и удобством работы.

Диагностика индивидуальных особенностей выбора с использованием пакета "Потенциал выбора" занимает около 30-40 минут и может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме с использованием персональных компьютеров или бланков. При компьютерном варианте предъявления (в ситуации индивидуальной диагностики) результаты индивидуального тестирования доступны испытуемому и специалисту образовательного учреждения сразу после окончания заполнения пакета методик. В ситуации группового тестирования ввод результатов в бланка одного испытуемого в базу данных специалистом образовательного учреждения занимает от 1 до 5 минут, в зависимости от опыта работы с программой.

Помимо вывода кратких результатов, в компьютерной программе "Потенциал выбора" предусмотрена также возможность создания специалистом психологического заключения и индивидуальных рекомендаций для каждого обследованного учащегося по результатам тестирования. Результаты тестирования и рекомендации психолога могут быть выведены на печать для выдачи обратной связи учащимся.