Институт социального конструирования
Беспорядок в детской – как взрослый должен к нему относиться?

Когда совсем маленькие дети разбрасывают по разным углам комнаты свои игрушки, психологи советую родителям не волноваться. Дело в том, что "стадия беспорядка" тесно связана с общим развитием ребенка и следует беспокоиться именно тогда, когда ее нет. При этом самый большой беспорядок создают дети в возрасте до трех лет, так как хаос для них – это возможность познавать окружающий мир. В хватании вещей, находящихся в поле зрения малыша, в разбрасывании игрушек есть свой смысл – так дети учатся пользоваться окружающими их предметами.

Когда в детской уже более старшего - трехлетнего ребенка царит полный хаос, это может свидетельствовать о его плохом настроении или "заброшенности", то есть взрослые, занятые свой карьерой, уделяют малышу явно недостаточно внимания.

Часто в разбросанных игрушках и вещах отражается несобранность малыша, неспособность сосредотачиваться на конкретном занятии. Иногда бывает так, что разбрасываются неинтересные игрушки, до которых малыш еще не дорос (к примеру, пазлы или детали конструктора).

Конечно, если ребенок воспринимает детскую как "свою территорию", если детская отражает характер своего хозяина, если в нет тех вещей, которые принадлежат взрослым, он сам захочет поддерживать в ней порядок.

Вообще, двухлетнему ребенку самому безумно нравится делать то, что совсем уже не нравится делать некоторым взрослым: мыть пол, посуду, пылесосить, поливать цветы и т.д. А маленький ребенок, не обращая никакого внимания на дорогие игрушки, с увлечением занимается именно домашним хозяйством! И в этом деле ему никак нельзя мешать, напротив, всячески поощрять эти его начинания. Именно в этом случае домашняя работа войдет в привычку, а, кроме того, что не менее важно, освоение всякого нового практического навыка развивает то мышление ребенка, которое называется наглядно-действенным, что чрезвычайно важно для всего его дальнейшего развития.

Очень важно в момент, когда ребенок сам начинает что-то делать, не подавить его стремления к новому делу. Так вот, когда, к примеру, ребенок сам начинает мыть посуду, слово "надо" говорить не следует. Малышу и так самому "надо" ее мыть. Если же взрослый меняет интересное дело на скучную обязанность, это делать уже "не хочется".

Другое дело, когда ребенку уже надоест "мыть полы" и "пылесосить". Тогда можно и поиграть, к примеру, посоревноваться с малышом, а кто помоет пол быстрее, он или взрослый, или же попросить его придумать новый способ быстрейшей уборки комнаты. Именно так – через игру – каждодневные дела, в том числе связанные с наведением порядка в детской, становятся необременительными.

Н. Пастернак