Институт социального конструирования
Чего лишается ребенок, который мало играет со сверстниками

Игра со сверстниками имеет колоссальное значение для всего развития ребенка: тот, кто лишен возможности полноценных игр, может вырасти человеком, не умеющим очень многого – от подчинения своего поведения слову "надо", до искусства жить в мире и согласии с другими людьми. Иначе можно сказать так: ребенок, который мало играл со сверстниками в дошкольном детстве, может вырасти очень умным человеком, но искусством человеческого общения он может не овладеть. Происходит это потому, что те навыки, которые необходимы для успешного общения, вовремя не сформированы, ребенок не научился справляться с теми проблемами, которые неизбежно возникают при взаимодействии между людьми.

Еще лет двадцать-тридцать назад дети росли совершенно в других условиях, чем сейчас – они намного больше общались друг с другом. Сейчас ситуация изменилась: кто-то растет за заборами индивидуальных особняков под присмотром нянь, кто-то в городе почти с пеленок посещает разнообразные "развивающие" занятия. Иногда бывает и так: зная в два года азбуку, считая в три года и говоря на нескольких языках в четыре – ребенок сам не хочет общаться со сверстниками – его вполне устраивает жизнь в мире взрослых. Это не может не сказаться на его эмоциональном развиии.

Дело в том, что игра со сверстником учит ребенка не только нормам взаимного существования, но и дает ему массу положительных эмоций, которые ему просто необходимы. Происходит это оттого, что впервые три года жизни – один из наиболее интенсивных периодов в эмоциональном развитии человека. Если в это время ребенок получит большое количество положительных эмоций, он научится доверять окружающему миру и находить с ним общий язык.

Сверстник дает ребенку колоссальное количество положительных эмоций, которые возникают, к примеру, тогда, когда дети с визгами и радостными криками носятся друг за другом. При этом малыши постоянно из-за чего-то дерутся, потом мирятся, снова что-то делят и так далее. Не скучно всем участникам этого процесса, а главное, дети в такой атмосфере становятся еще более жизнерадостными, притягивающим к себе тех людей, которые с ними общаются.

Еще один важнейший результат такого сосуществования – дети без труда устанавливают эмоциональный контакт с другими людьми - показатель их нормального эмоционально развития.

Кроме этого, если "разумный" взрослый не вмешивается, дети делают именно то, что, по мнению этого взрослого делать категорически нельзя: кататься по земле, бегать на четвереньках и т.п. Но именно в эти моменты ребенок и становится самим собой, маленьким человеком, живущим по тем законам, которые неведомы в мире взрослых.

Необходимо отметить, что именно в таких, "ненормативных" играх ребенок начинает испытывать удовольствие от чувства новизны, неожиданности, любопытства от того, что будет дальше. Испытав радость от познания нового в детстве, он будет стремиться к таким же состояниям, став взрослым.

Еще один факт: часто интеллектуально подготовленные к школе дети совсем не обладают воображением: они не умеют мечтать и фантазировать, говоря иначе, у них совсем не развиты те способности, которые называются творческими. Происходит это и оттого, что они в раннем детстве мало играли, в том числе , с другими детьми (именно в играх и развивается способность к представлениям и фантазиям).

Н. Пастернак