Институт социального конструирования
Право ребенка на "личную территорию"

Многие родители знают, что где-то около трех лет многие дети начинают сооружать в квартирах разного рода домики – под столом, за креслом и т.п. Специалисты объясняют это так: в этом возрасте ребенок начинает испытывать потребность в некоторой автономии от самых близких для себя людей; по мере взросления она будет все более и более возрастать.

Задачу обретения независимости и самостоятельности от взрослых некоторые дети в ходе своего развития решают успешно, некоторые не смогут стать по настоящему самостоятельными никогда. Вообще, часто этот процесс бывает очень болезненным для обеих сторон – и детей, и родителей, прежде всего по вине последних, не желающих признавать то, что дети – это не их частная собственность!

Признание права ребенка на "частную жизнь" начинается с малого – с признания его права на "личную территорию" : комнату или какую-то ее часть (угол). Чувство хозяина на своей территории даст возможность ребенку чувствовать себя впоследствии "хозяином" и собственной судьбы, в частности, в ситуациях нравственного и морального выбора.

Что же такое "личная территория" ребенка? Его комната (или "угол" - место в комнате), в которой он может побыть наедине с самим собой, где ему никто не будет мешать заниматься тем, что он хочет, в которой находятся вещи, принадлежащие только ему. Особо значима "личная территория" для подростков: часто легко надолго потерять с ними контакт, без спроса войдя за "границы их территории".

Необходимо отметить и такой факт: когда в квартире личные территории членов семьи постоянно пересекаются ("все" принадлежит "всем") постоянно возникают ссоры, взаимные претензии, недопонимания.

Н. Пастернак