Институт социального конструирования
Право ребенка на самостоятельность

Где-то после двух лет малыш на многие попытки взрослых что-то сделать за него, заявляет "я сам". Это заявление знаменует собой новый этап в его развитии – он начинает "отделяться от мамы", совершая первые попытки самостоятельного существования. Эти первые попытки чрезвычайно важны всей для его последующей жизни: если заглушить самостоятельность и инициативу "на корню", в самом начале их проявления, они могут исчезнуть навсегда.

Трехлетняя Юля заявила, сидя за столом, что чай с молоком очень горячий и пить его она не будет. Мама Юли взяла вторую чашку и начала переливать в нее напиток, чтобы его остудить. Девочка, видя такие действия взрослого, горько заплакала: как мама могла делать за Юлю то, что сама Юля уже делала не раз и не два? Почему мама не спросила ее, Юлю, не хочет ли она "сама" остудить свой чай? Мама явно не права, поэтому-то Юля так горько и плачет.

Или подобный случай: на прогулке мама берет Юлю на руки, чтобы перенести через упавшее в лесу дерево. Опять "оказия" : Юля и сама может перелезть через дерево и о помощи маму она сама не просила…

Таких эпизодов в жизни каждой семьи предостаточно: взрослые , зная своего малыша, должны быть очень тактичными, чтобы не обидеть его лишением права быть самостоятельным.

Четырехлетняя Марианна большую часть времени проводит с бабушкой : родители на работе, в детский сад девочка не ходит из-за постоянных болезней Девочка "проблемная": она начала говорить после трех лет, боится общаться со сверстниками, на прогулках они с бабушкой выбирают места, где нет ребятишек. Иногда бывает так, что, глядя на детские площадки, Марианна делает робкую попытку приблизиться к сверстникам. Но она очень боится, что кто-нибудь отберет у нее плюшевую игрушку, которую она постоянно держит в руках.

Бывает и так: Марианна все же подходит к ребяткам и делает робкие попытки с ними поиграть: почти всегда ей это удается. Но через какое-то короткое время какой-нибудь мальчик или девочка дотрагиваются до игрушки девочки: в этот момент в общение детей вступает чрезвычайно активная бабушка: "Пойдем отсюда, Марианна, - говорит она, а то у тебя отберут твоего мишку".

Или подобная картина: Марианна хочет прокатиться с деревянной горки и уже начинает на нее взбираться. Но нет, опять возглас бабушки: "Аккуратно, слезай, а то можешь ушибиться".

В описанном выше случае ограничивается активность маленькой девочки, что делает ее нерешительной, боязливой и малообщительной. А что будет с ребенком, когда он пойдет в школу?

Вообще, когда выросший человек совсем не может принимать самостоятельных решений, психологи ищут "корни" в детстве – скорее всего, этого человека ограничивали в очень многом, даже в житейских мелочах.

Н. Пастернак