Институт социального конструирования
Ребенок и цвет

В психологической науке хорошо известен такой факт: цветовые предпочтения отражают эмоциональные потребности человека и могут много рассказать о проявлении его индивидуальности. Как правило, оранжевую одежду выбирают для себя достаточно раскрепощенные люди; розовую – чувствительные натуры, нуждающиеся в защите и т.д.

Дети, чисто интуитивно, тянутся к ярким цветам. Посредством яркого цвета ребенок как бы впитывает в себя всю радость и эмоциональную насыщенность жизни, которых часто лишены взрослые. Эту детскую тягу очень точно подметил Сергей Михалков, написавший известные строки:

Мы гуляли по Неглинной
Заходили на бульвар
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар!

Подтверждая вышеизложенный факт, известный отечественный психолог В.С.Мухина просила 3-4летних детей нарисовать что-нибудь красивое, приятное, хорошее. Выполняя это задание, дети чаще всего использовали светлые и яркие краски – желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую.

Однако, выбирая цвет одежды или обоев для детей, необходимо учитывать факт индивидуальных различий в восприятии, к примеру, чувствительный, эмоциональный ребенок под воздействием ярко-красного цвета, который активизирует, возбуждает, может почувствовать внутренний дискомфорт и как -то на это отреагировать (например, замкнуться в себе); малоактивного, замедленного ребенка, напротив, этот же цвет может несколько активизировать.

Еще один интересный факт: маленькие дети часто предпочитают цвет одежды матери, то есть именно она может самым непосредственным образом влиять на цветовые предпочтения своего ребенка.

Вообще-то совсем неплохо, когда в гардеробе ребенка присутствует много цветов, это способствует возникновению различных эмоциональных состояний, а значит и обогащению личного эмоционального опыта. При этом совсем неплохо интересоваться мнением самого ребенка – а хочет ли он сам носить вещь именно такого цвета.

Н. Пастернак