Институт социального конструирования
Почему малыши жадничают

Во время прогулок взрослые очень часто сталкиваются с тем, что в возрасте 2, 5 – 3 года их малыш, который до этого охотно делился игрушками со сверстниками, вдруг начинает жадничать – не давать свои совочки и формочки приятелям, словно заклинание, повторяя слово "Мое". "Как ни стыдно", - говорит нередко при этом взрослый, - "как стыдно жадничать!"

Конечно, очень некрасиво оттаскивать свои игрушки в уголок в общей песочнице, но делает это малыш не по "злому умыслу", просто настало время, когда он начал понимать – "есть мое и есть чужое". Когда он до конца осознает "границы своей собственности", он, вполне возможно, начнет более терпимо относиться к тому, что какую-то ее часть можно на время давать в совместное пользование. К примеру, многие "мудрые" дети, когда приходят в городскую песочницу, запихивают обратно в сумку наиболее любимые игрушки, не разрешая взрослым никому их давать; другие же свои игрушки они спокойно бросают в "общую кучу".

Итак, когда в двух-трех –летнем возрасте ребенок начинает твердить "мое", он так обозначает "границы своей территории", куда допускается далеко не каждый. Интересно то, что и мы – взрослые, порой аналогично малышу, часто также прямо и недвусмысленно "охраняем свою территорию", к примеру, не пуская коллегу – потенциального конкурента, на тот участок работы, который считаем "своим". При этом себя мы за подобное поведение не ругаем, это так называемая "стратегия выживания" в условиях конкуренции.

Ругая публично своего ребенка за то, что он жадничает, мы оказываем ему плохую услугу, ведь в этом возрасте все наши слова воспринимаются малышом некритически, то есть он сам начинает верить в то, что он "плохой" ( и соответственно такому внутреннему убеждению "плохо" себя вести). Кроме этого, постоянная критика со стороны близкого взрослого разрушает те отношения эмоциональной привязанности между ними, которые очень необходимы малышу для нормального психо-эмоционального развития.

Скажу более, те дети, у которых сложились позитивные эмоциональные отношения с близкими взрослыми, проводящими с ними значительное время, добрее и отзывчивее многих своих сверстников. Происходит это потому, что, видя, как взрослые ставят интересы ребенка выше собственных, ребенок начинает воспроизводить такой же стиль поведения вне дома – в ситуации общения с другими детьми.

Кроме того, безусловным принятием ребенка взрослый формирует у последнего позитивное отношение к самому себе – ребенок, даже если и набедокурит, все равно будет любим и прощен. Так формируется чувство своей значительности, а тот, кто знает, что он достоин внимания и доверия, с большей вероятностью будет добр и по отношению к другим людям.

Еще один факт, если ребенок 3-4 лет играет не со сверстником, а с двухлетнем малышом, он выступает по отношению к нему с позиции старшего. Как правило, именно в таких ситуациях, старшие дети проявляют свой альтруизм – они же "хорошие" и знают "как надо". Получение эмоционального удовлетворения от оказания помощи другому лицу знаменует собой важный этап в развитии ребенка – зарождении мотивации к альтруистическому поведению, при котором уже не так важно, где "мое", а где "твое".

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что волноваться взрослым надо не тогда, когда малыш начинает говорить слово "мое", а тогда, когда он этого вообще никогда не делает – может он просто не может освоить данное понятие? На то, что ребенок жадничает, лучше просто обращать особого внимания: когда сам ребенок увидит, что из-за его жадности с ним не хотят играть сверстники, он жадничать прекратит.

Н. Пастернак