Институт социального конструирования
Не мешайте ребенку развиваться!

Солнечный мартовский день. По асфальту около школы степенно вышагивает пригожий мальчик 2-х с половиной лет, на нем светлые брючки и курточка. Мальчик возит игрушечную коляску, рядом с ним идет довольная бабушка: внук ведет себя "как надо" - он аккуратен и чист.

В нескольких метрах от мальчика, на небольшом игровом поле, детки лет 3—4х весело играют в мяч; из-за весенней грязи их одежда мокра и грязна. Бабушка, видя желание внука присоединиться к веселой компании, строго говорит: "Гриша! Не подходи к ребятам, испачкаешься!" И Гриша, подобно рассудительному взрослому, чинно продолжает свою прогулку.

К сожалению, описанный случай – не исключительный, а очень частый на современных городских дворах, которые просто пестрят от прелестных малышей, одетых в красивые яркие костюмчики.

По- своему, взрослый абсолютно прав – дорогие вещи надо ценить. Но, рассуждая с точки зрения своей логики, взрослый совсем не учитывает те законы детского развития, которые он, этой своей логикой, нарушает.

Дело в том, что познавательная активность раннего детства – один из важнейших показателей общего развития ребенка. Если ребенок всем интересуется, активно осваивает окружающий мир, постоянно проявляет свое ненасытное любопытство, значит, развивается он нормально. Однако, под непосредственным воздействием взрослого, эта врожденная активность может очень скоро затухнуть.

Так, как только ребенок сможет самостоятельно ходить, он начинает активно интересоваться всем, что находилось вблизи его городского дома: соседними домами со всеми их подъездами, школой во дворе и т.д. Как правило, взрослые терпеливо ходят за малышом, не сдерживая его порывов к познанию окружающего мира.

Грустно то, что нередко на детских площадках можно увидеть противоположную картину: взрослый упорно усаживает малыша в песочницу, из который тот не менее упорно старается выбраться. Часто при этом побеждает взрослый, у которого на улице очень важные дела – поговорить о делах важных с другими взрослыми обитателями площадки.

Вообще, очень опасно, когда ребенок часами сидит со скучающим видом в песочнице или вблизи нее, а рядом мама (или бабушка, няня и т.д) с упоением болтает с подругой. А когда в школе ребенку будет "все неинтересно" эта же мама начнет искать причину данного факта в плохих учителях, дурной наследственности со стороны мужа и т.п.

Итак, для того, чтобы ребенок нормально развивался, он должен постоянно активно взаимодействовать с окружающим его миром, любые ограничения его активности, в том числе и те, которые оправдываются необходимостью "оставаться чистым", создают препятствия на пути интеллектуального и личностного развития. Кроме этого, маленькому ребенку постоянно нужды новые впечатления, решение все новых и новых познавательных задач, таких, к примеру, как определение того, насколько глубока лужа, в которую он постоянно норовит зайти.

Как правило, если не думать о том, чтобы ребенок на прогулке оставался "чистюлей" и разрешать ему бегать по лужам, он, получив массу положительных эмоций от этого занятия, скоро переключается на что-то другое, к примеру, начинает, сидя на корточках около той же лужи, с помощью палочки выуживать из нее опавшие листья. Таких увлекательных и развивающих "уличных" занятий у детей предостаточно: и рисование мелками на асфальте, и коллективная игра в мяч, и бегание друг за другом, и лазание по тем снарядам, которых так много на сегодняшних городских площадках. Одно плохо – после каждой такой прогулки одежду ребенка надо стирать.

Однако, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок нормально интеллектуально развивался, последними неудобствами необходимо пренебречь. Слишком велика цена вопроса – аккуратный "маленький взрослый" может просто "задержаться" в своем психическом развитии. Ведь когда все знакомо и уже неинтересно, проявлять свою познавательную активность просто незачем.

Полезная информация: московский рынок предложений по раннему детскому развитию

• Развитие ребенка через искусство ( школа раннего развития)

Обучение ребенка в школе раннего развития осуществляется по авторской методике Татьяны Смирновой. Основная цель занятий – обеспечение как интеллектуального, так и эмоционального развития детей.
На этих занятиях дети в процессе игры изучают поэзию и сказки, погружаются в музыку и танец. Необходимо особо отметить следующее: трехлетки здесь охотно слушают классическую музыку Вивальди, Чайковского, Мусоргского, Бетховена и т.д., а четырехлетки изучают Шекспира.
Важно то, что сами дети, в отличие от многих взрослых, получают огромное удовольствие, соприкасаясь с миром большого искусства. Именно этот факт и позволяет раскрыть тот огромный потенциал, который заложен от рождения в каждом ребенке.

• Развитие ребенка через движение (Детский фитнес)

Детский фитнес это общеукрепляющие и оздоровительные физкультурные занятия , посредством которых у детей формируются основы правильной походки и красивой осанки. Необходимо особо отметить следующее: в отличие от обычной физкультуры на занятиях по фитнесу используется яркое и красочное спортивно-игровое оборудование. С его помощью у малышей от года до трех лет развиваются внимание, память, восприятие, мышление, а также происходит усвоение понятий "цвет", "форма", "больше-меньше".
Коме этого, спортивные занятия улучшают обмен веществ ребенка, тренируют его сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. Очень важно то, что чем более физически развит малыш, тем гармоничнее развивается его мозг, так как движения – это деятельность, которая заставляет одновременно работать и правое, и левое полушарие.
Если ребенок старше трех лет, ему предложат здесь, кроме ряда общеразвивающих , следующие занятия: для девочек – гимнастику на мячах и аэробику, мальчикам – футбол.

• Развитие по системе М.Монтессори

Мария Монтессори – известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), которая провозгласила своей целью воспитание свободных, независимых и самостоятельно мыслящих людей.
Сначала эта удивительная женщина начала работать с детьми, имеющими отклонения в развитии: именно для них и создала она свою обучающую методику. А так как эти дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений , развивающих мелкую моторику руки ( в пальцах рук находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Кроме этого, ею были разработаны специальные игры, посредством которых дети познавали окружающий мир на основе сенсорного опыта.
Познание мира на основе сенсорного опыта достигается следующим образом - особо организуется та среда, которая окружает ребенка: на занятиях он взаимодействует с предметами, которые связаны с переливанием и перемешиванием, с прищепками и пинцетами, пуговицами разных размеров, молниями, пряжками, застежками и т.п.
Кроме этого, здесь обязательно присутствуют материалы для развития зрения и осязания: цветные цилиндры, объемные геометрические тела, треугольники и кубы, шершавые и гладкие доски и многое-многое другое. Позднее сама Мария Монтессори начала работать по этой же системе с обычными детьми, в созданном ею Доме Ребенка. В настоящее время во всем мире и в нашей стране по ее методике работают с любыми детьми, имеющими и не имеющими проблем с общим развитием. Кроме особой методики развития, для этой системы характерно следующее: если ребенок не хочет чего-то делать, его никто не будет ни заставлять, ни ругать – пусть занимается тем, чем хочет ( не мешая своими занятиями окружающим и убирая за собой игрушки). Предполагается , что такое свободное развитие формирует у ребенка внутреннюю мотивацию к познанию нового, которая проявится и во время обучения в школе.

Н. Пастернак