Институт социального конструирования
Развитие интеллекта

Ребенок и собака – что дает такое содружество ребенку Как правило, взрослые вспоминают о четвероногих друзьях тогда, когда в доме растет "проблемный" ребенок – который развивается по своему "особому" пути, который на официальном языке звучит так: "Отклонение от нормы". В этом случае специалисты нередко советуют родителям завести собаку – к примеру, если малыш совсем не хочет общаться с миром людей, пусть попробует подружиться хотя бы с собачкой. Однако и в развитии так называемого "нормального" ребенка собака может сыграть позитивную роль.

Так, один из показателей развития интеллекта маленького ребенка – способность к переносу способа действия, освоенного в одной ситуации, на другую. К примеру, видя, как мама кормит его ложечкой, ребенок пробует сам делать то же самое – засовывать ложку с кашей в рот к взрослому, что вызывает у последнего искренний восторг: кто и когда будет его еще кормить как маленького?

Как правило, "отрабатывают" дети освоенные действия друг на друге (делая друг другу прически, уколы и т.п.), на куклах, на взрослых. Когда этот список дополняет четвероногий друг в виде собаки, диапазон детских "экспериментов" расширяется.

Моя собственная двухлетняя дочка Юля "отрабатывала" на двухмесячном щенке Джуле очень многое, начиная с кормления ее с ложечки, вилочки, из мисочки и из чашечки, до одевания на уже взрослую собаку своей обуви. И маленький ребенок был по своему прав: если люди носят на улице обувь, почему этого не делают собаки?

Самое интересное началось тогда, когда, решив изучить механизмы работы повседневных вещей, Юля начала экспериментировать. К примеру, взяв пакетик с соком, ребенок из трубочки полил им голову бабушки. Реакция бабушки на такое безобразие была соответствующей.

Решив больше с бабушкой не ссориться, ребенок через день после этой своей проделки, сделал то же самое с собакой, которая безропотно сносит от Юли практически все. Посмотрев на полученный результат, ребенок успокоился и перешел к новым своим творческим начинаниям.

Итак, собака предоставляет ребенку дополнительную возможность для развития интеллектуальных навыков и творческой инициативы. Кроме этого, собака постоянно ставит перед ребенком все новые и новые задачи на сообразительность. К примеру, Юля по собственному желанию прикрепляла поводок к ошейнику, когда мы шли с собакой гулять (при этом необходимо оттянуть задвижку на поводке и вставить в отверстие кольцо ошейника – данное упражнение требует определенного развития тонкой моторики).

Когда Юля еще только начинала говорить, она на улице, вслед за мною, давала словесные указания Джуле, что той следует делать. Интересно то, что Джуля ее понимала и, как правило, именно ей ( а не мне) подчинялась. Ситуаций во время каждой прогулки, когда ребенок должен сформулировать словесный приказ собаке, возникало множество. А так как именно с необходимости передать свою просьбу другому лицу и начинается человеческая речь, выходит, что собака стимулировала речевое развитие ребенка.

Еще один случай, когда мы только переехали на дачу, Джуля от страха забилась в угол комнаты и отказывалась вставать. Все наши попытки поднять уже достаточно большую собаку не увенчались успехом. Мы уже начали волноваться, не заболела ли она?

Положение спасла Юля. Она подошла к собаке и попробовала, глядя на нас, ее поднять. Не получилось. Тогда Юля, не долго думая, просто уселась к Джульке на спину – та, ошалев от такой наглости, тут же встала.

Или такая ситуация: мы вместе с Юлей катаемся вечером зимой на снегокате около дома; Джуля с нами. Но наша собака боится темноты, шумов и многого - многого другого. Поэтому когда мы с Юлей хотим еще погулять, Джуля бежит к подъезду, всем свои видом показывая, что хочет домой. Здесь начинает рассуждать вслух моя дочка, которой два с половиной года и которая, достаточно хорошо произнося самые разнообразные фразы, развернутые высказывания еще не демонстрирует.

Юлина речь сводится примерно к следующему: "Ну что ты Джуля! Будешь ты гулять или нет! Ты что, опять пойдешь домой? Чего ты боишься, Люля же (так называет себя девочка) ведь ничего не боится и т.д". И это происходит не раз и не два, а каждый раз, когда собака очередной раз срывает нашу прогулку.

Надо сказать, что такую длинную связную речь в этот период Юля еще не демонстрировала, наверное, просто не было проблемных ситуаций, стимулирующих сам процесс мышления. Здесь помогла Джуля: создала ситуацию, когда ребенок волей-неволей должен был высказаться.

Конечно же, собака лишь дополняет те разнообразные условия развития в жизни ребенка, создавать которые должны взрослые: живя в разнообразном мире, полном новых впечатлений и все новых и новых познавательных задач, ребенок будет развиваться согласно своим возрастным возможностям.

Н. Пастернак