Институт социального конструирования
Права ребенка

К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и взрослые, человечество пришло в конце 19 начале 20 вв, до этого ребенок находился в полной зависимости от воли родителей. В Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989года (СССР ратифицировал ее 13 июля 1990 года) говорится о том, что ребенок имеет право не только на жизнь и здоровое развитие, но и на защиту от всех форм физического или психологического насилия, от кого бы оно не исходило. При этом под психологическим насилием понимается периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов.

Право на то, чтобы его не били

Педагог по хореографии после занятия сказал машиной маме, что ее дочь, которой еще не исполнилось четырех лет, была невнимательной. Мама, когда педагог ушла, ледяным голосом сказала дочке, что сегодня дома ее ждет наказание, "ей будет очень больно". Услышав эти слова, стоявший рядом мальчик Антон, стал громко сочувствовать девочке, "он знает, что очень больно, когда мама бьет…".

Этот разговор я услышала на занятиях, на которые вожу своего ребенка. Сюда водят детей преимущественно люди достаточно высокого достатка, дети прекрасно одеты, имеют много дорогих игрушек, за свою короткую жизнь уже успели побывать за границей. Но некоторых из этих детишек по самому незначительному поводу наказывают физически!

Надо сказать, что сама тема – можно ли детей наказывать физически – всегда была предметом самого пристального внимания и педагогов и психологов.

Так, виднейший английский мыслитель Джон Локк (1632-1704) в книге "Мысли о воспитании" писал: "Упрямство и упорное неповиновение должны подавляться силой и побоями: ибо против них нет другого лекарства… Одна из моих знакомых, разумная и добрая мать, принуждена была в подобном случае свою маленькую дочь, только что взятую от кормилицы, высечь восемь ряд подряд в одно и то же утро, пока ей удалось преодолеть ее упрямство и добиться повиновения в одной, собственно говоря, пустой и безразличной вещи. И если бы она бросила дело раньше, остановилась бы на седьмом сечении, дитя было бы испорчено навсегда и безуспешные побои только бы укрепили ее упрямство, которое впоследствии весьма трудно было бы исправить" [Цит. по Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 2000. – С.109]. Далее Дж.Локк советовал бить детей до тех пор, пока взрослый не убедиться, что "подавил себе их душу".

По мнению выдающегося отечественного педагога А.С.Макаренко (1888-1939) , битье вызывает детскую ложь и человеческую трусость, из забитых и безвольных детей выходят либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство [А.С.Макаренко о воспитании/ сост. Д.И.Латышина. – М., 2003. – с.127]. Отмечу, что в наши дни такое мнение уже почти не вызывает возражений.

Вообще, не только битье, но и сам метод регулярного использования наказания ребенка за неблаговидные поступки может привести к негативным психологическим последствиям, на которые обращал внимание еще один блестящий отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский: " Там, где процветает наказание, где за каждый возможный отрицательный поступок предусмотрено соответствующее наказание, не может быть и речи о моральных привычках. Со времен Каина … мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием: как раз наоборот. Самый большой вред, который причиняют детям и подросткам непродуманные, примененные сгоряча наказания, заключается в том, что наказанному уже не нужно прилагать внутренние духовные силы к тому, чтобы стать лучше. Большая мудрость в словах Ф.М.Достоевского: наказание освобождает от мук совести. Значительно легче наказать, чем добиться того, чтобы человек переживал собственную вину, карал себя своей совестью. А собственная кара, собственный голос совести в детстве и особенно в трочестве играет огромную силу". [Сухомлинский В.А. Рождение гражданина//Избр.пед.соч.: в 3 т. – М., 1979.-Т 1. – С.423].

В заключение этой темы приведу общие правила наказания, которые лично мне импонируют, и которые сформулировала известный отечественный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер:

"Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значение возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно – сигнал о важности правила, а не "акт возмездия". Поэтому классические "стояния в углу" или "сидения в дедушкином кресле" вполне подходят.

Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

Важно помнить, что смысл наказания – сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.

Нужно объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.

Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне." [ с.126]. При этом Юлия Борисовна добавляет, что главная воспитательная сила взрослого – в его авторитете , умении грамотно и бесконфликтно общаться, заботой о развитии собственной личности!

Возвращаясь к тому случаю, с которого я начала, отмечу, что ребенок в этом возрасте часто просто не может быть внимательным на протяжении тридцати минут (столько времени длится занятие по хореографии), энергетические возможности далеко не каждого ребенка позволяют ему это делать!

Полезная информация

В 1979 году в Швеции впервые в мире было запрещено всякое телесное наказание ребенка. Запрещается бить ребенка при любых обстоятельствах: если на улице родитель при свидетелях шлепнет своего малыша, он может получить срок или лишиться родительских прав.

В каждом штате США есть свои программы по защите детей от жестокого обращения взрослых: при этом сотрудники школ и муниципальных учреждений обязаны сообщать в социальные службы о возможных случаях жестокого обращения с детьми.

В Великобритании по закону о защите прав детей от 1989 года они имеют право отстаивать свои интересы в суде в любом возрасте. Кроме этого, есть горячая линия по психологической и правовой поддержке детей. Номера телефонов, куда можно обратиться в случае необходимости, напечатаны на ярких детских наклейках, написаны на стенах спортивных залов, бассейнов и т.д.

Право на то, чтобы его не высмеивали, не унижали, не устрашали

Двухлетний сын плачет на пляже где много людей, видя это, его папа громко кричит: "Ха-ха, как же ты смешно выглядишь!" Или подобный случай, видя, как внук лет трех собирается войти в игровую комнату в колготках (забыв надеть брючки), бабушка громко бросает: "Посмотри на себя, как же ты нелеп!"

Как подобные высказывания взрослых, повторяемые неоднократно, могут повлиять на последующую жизнь ребенка? Впервые ответил на этот вопрос американский психолог Э.Берн

Этот выдающийся специалист ввел понятие жизненный "сценарий" - программу развития человека, сформированную в детстве под влиянием родителей и других близких взрослых и определяющую поведение человека в моменты принятия жизненно важных решений. Основные контуры сценария, по Э.Берну, вырабатываются в возрасте до пяти лет; завершается этот процесс в подростковом возрасте и в юности.

Хотя теория Э.Берна неоднократно подвергалась критике из-за упрощенного детерминизма, в ней нашли отражение определенные стороны развития личности. Так, наставления родителей, воспринимающиеся маленькими детьми некритически, становятся чем-то вроде постгипнотических внушений, предопределяющих в дальнейшем поведение человека. К примеру, психотерапевты неоднократно сталкивались с тем, что пациенты, которых родители в детстве часто ругали, критиковали, высмеивали, в жизни осуществляли "сценарий Сизифа" (Э.Берн): они ничего в жизни не доводили до конца из-за крайней неуверенности в себе. (Ловелле Р. П. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса. – М., 2001.- с.58).

Кроме этого, постоянная критика, унижение, устрашение детей ведет к снижению самооценки и самоуважения, росту внутреннего напряжения, тревоги, агрессии и, как следствие, к невротическим и психосоматическим расстройствам.

Право на то, чтобы его ни с кем не сравнивали

После каждого музыкального занятия для 3 леток преподаватель громко в присутствии детей делилась с родителями своими впечатлениями: "Милица - умница, хорошо сегодня пела, у нее явно есть музыкальные способности; а вот Гриша опять ничего не делал и приставал к Лизе; Юля раскрывает рот, а что поет, не слышно и т.д." Некоторые мамы после таких слов начинали своих детишек стыдить и ругать, я брала своего ребенка на руки и уносила его на следующее занятие – зачем Юле слышать, что у нее что-то не получается. Ребенок ведь не нарочно не поет громко, просто еще не может, а некорректные слова взрослого могут навсегда отбить всякую охоту к пению.

Зачем сравнивать одних детишек с другими, да еще в присутствии родителей? Чтобы спровоцировать порождение у ребенка каких-то комплексов или чувства неуверенности в себе?

В связи с эти хочу привести пример: в Японии не принято сравнивать детей между собой. Воспитатель никогда не хвалит лучших и не ругает худших, не говорит родителям, что их ребенок хуже или лучше всех что-то делает. Выделять кого-то - значит порождать дух конкуренции, а она может навредить межличностным взаимоотношениям.

В известной системе воспитания и развития М.Монтессори сравнение одного ребенка с другим также запрещено. Объясняется это просто: так как от рождения все имеют разные возможности, межличностные сравнения могут породить только озлобленность, завистливость и мстительность. Воспитатель здесь сравнивает не одного ребенка с другим, а успехи одного и то же ребенка в течение какого-то времени, говоря примерно следующее: "Вчера у тебя получалось хуже, чем сегодня. Ты - молодец".

Н. Пастернак