Институт социального конструирования
Чему учится ребенок от трех до семи

В дошкольном детстве ребенок должен очень многое успеть: и наиграться вдоволь со сверстниками, и, знакомясь с разными видами деятельности (танцами, музыкой, рисованием и т.д.), начать учиться "учиться"- умением, которое будет востребовано в течение всей жизни его жизни. Кроме этого, жизнь в меняющемся и динамичном мире требует от человека психической устойчивости, умения владеть собой в ситуации стресса – это качество начинает формироваться уже в дошкольном детстве.

Вообще, в дошкольном детстве закладывается "фундамент" личности, он во многом предопределяет дальнейший личностный путь. Именно поэтому так важно не мешать ребенку на этом этапе его развития, выявлять те его наклонности, которые помогут ему стать успешным в будущей взрослой жизни.

Учится смотреть на мир глазами других людей

Ведущая деятельность дошкольника – ролевая игра. Именно в игре, ставя себя на место других людей, ребенок учится важнейшему искусству – учитывать точку зрения, мнение, позицию другого человека.

Дети трех-четырех лет эгоцентричны – они судят обо всем только со своей личностной позиции, встать на позицию другого человека они еще не могут. Чтобы это произошло, необходимо в игре побыть то доктором, то бармалеем, то обезьянкой и т.д. При этом важно учитывать и такой факт: в постоянно меняющемся мире желательно сформировать гибкость поведения – умение подстраиваться под меняющиеся ситуации, играть, в зависимости от обстоятельств, разные социальные роли.

Шестилетняя Анна играет с подружками преимущественно в дочки-матери, при этом Катя, которая на год младше, всегда бывает мамой, а Анна – ее дочкой. С девочками четырех-трех лет Анна не играет: с младшими надо самой инициировать сюжет игры, а Анна к этому не привыкла. С мальчиками Анна также не общается: в игры в пираты, в летчики, в строители девочка "не вписывается".

Домашние игры девочки однообразны: она часами играет с коллекцией лошадок и кукол, смотрит мультфильмы или помогает бабушке по хозяйству. На мой вопрос родителям девочки, зачем им столько лошадей (их у Анны более двух десятков) и кукол Барби (тоже около 20), может разнообразить коллекцию игрушек, мне ответили, что таково желание дочки.

В случае, который я описала, у девочки формируется одна ролевая позиция – ведомой, зависимой женщины. В каких-то ситуациях это и неплохо, а что будет, если жизнь потребует совсем других личностных качеств? Вообще, на мой взгляд, именно в дошкольном возрасте очень важно, чтобы ролевые игры были как можно более разнообразными. Приобретаемая в игре гибкость может оказаться востребованной много позже, во взрослой жизни, но ведь так и должно быть, детство в какой-то степени и есть подготовка к тому, что будет в будущем.

Разнообразие ролевых игр обеспечивает ребенку общение с разновозрастными сверстниками: с детьми на год или два старше, с ровесниками, с теми, кто помладше. В первом случае ребенок тянется за тем, кто в силу старшего возраста более развит, во втором – учится общаться "на – равных" со сверстником, в – третьем, учится заботиться о малышах, руководить ими, объяснять им способы новых действий.

Когда ребенок пойдет в школу, возможности играть уже почти не останется, на первый план выйдет учеба. Именно поэтому так важно дать ребенку вдоволь наиграться именно в дошкольном детстве, другой возможности уже может и не представиться.

Полезная информация: о чем говорит детская игра

• Четырехлетняя Танечка дома все время играет в Маугли, который яростно сражается с обитателями Джунглей. Так как Таня "домашний ребенок" (в детский сад она не ходит, со сверстниками обидчивая и своенравная девочка общается крайне мало), "бороться" в игровой форме она может с самыми близкими – родителями и бабушкой с дедушкой.

Вообще, Танина семья все время выясняет друг с другом отношения: бабушка и мама постоянно конфликтуют друг с другом. Это обстоятельство не может не отразиться на развитии ребенка. В игре, борясь с воображаемыми противниками, Таня показывает, как она одинока среди взрослых, которые ее, на самом деле, очень сильно любят.

• Шестилетний Володя предпочитает игры, в которых он кого-то убивает. Когда ему говорят, что волшебник оживил умершего, он возражает: "от его оружия уже оживить не может никто". Любимые игрушки Вовы: страшные (пластмассовые) мечи, которыми он постоянно размахивает перед детишками. Попытка отобрать у него "оружие" приводит к тому, что он начинает драться кулаками.

Несколько лет назад родители Вовы разошлись; мальчик воспитывался сначала няней, затем в частном детском саду; в этом году его отдали в частную школу, в которой мальчик будет находиться в течение всего дня. Его агрессия против сверстников не случайна – он так компенсирует свою обиду на взрослых за то, что он фактически им "не нужен".

• Шестилетний Тимофей получает истинное удовольствие, причиняя на прогулках воображаемую боль своим товарищам (Тима со "зверским видом" делает им уколы с помощью палок). Находящиеся рядом взрослые искренне возмущаются: неужели нельзя поиграть в другую игру? А Тимофею нравится играть именно в такие игры, где кто-то страдает от его действий.

Несмотря на то, что живет мальчик в полной и благополучной семье, его все время ругают, одергивают и запугивают принимающие главное участие в воспитании бабушка и мама. Практически не бывает так, чтобы на него на прогулках не кричали и не грозили наказанием. Мальчик в своих играх со сверстниками, "отыгрывается" - делая с ними тоже, что с ним взрослые.

Учится говорить слово "нет"

В совместной игре дети нередко сталкиваются с ситуациями, когда необходимо говорить друг другу категорическое "нет".

К моей четырехлетней дочке Юле ходит на даче ее приятель Вова, которому шесть с половиной лет. Однажды он предложил девочке обмен: она ему дарит свой игрушечный кораблик, он ей свой. Юля согласилась и протянула мальчику свою игрушку. Вова убежал домой, забыв про обещание.

Спустя короткое время Вове приглянулся Юлин игрушечный ножик (из набора посуды). Он стал просить девочку дать ему его домой, "до завтра". Тут вмешалась я, сказав, что раз Вова забывает свои обещания, я бы на месте Юли ничего ему больше не давала.

В этой ситуации мальчик решительно заявил мне, чтобы я не вмешивалась в его взаимоотношения с моей дочерью, с Юлей "он разберется сам". Кончилось все тем, что через несколько дней он пришел к Юле с обещанным ранее красивым кораблем, после чего долго уговаривал ее дать столь желанный ножик. Юля дала.

Я, столкнувшись с этой ситуацией, задала себе вопрос: " С какими ситуациями столкнется мой ребенок через лет 10" И сможет ли он тогда сказать какому-то мальчику слово "нет"?

Вообще, для того, чтобы ребенок мог отказывать в чем-то другому ребенку, он должен научиться говорить "нет" взрослым, которые его окружают, прежде всего, родителям. Говоря иначе, уверенно говорят слово "нет" те дети, которые имеют право своего голоса в семье: чувствуя свою значимость в кругу близких, ребенок не будет заискивать со сверстниками, добиваясь их признания любой ценой.

Узнает, что такое чувство зависти

Дети, как и взрослые, испытывают по отношению друг к другу как положительные, так и отрицательные эмоции, которые, при благоприятных обстоятельствах могут перерасти в чувство зависти. Но, в отличие от взрослых, дошкольники еще не способны анализировать свой собственный жизненный опыт и делать для себя какие-то выводы, по жизни их "ведут" опытные взрослые.

Две девочки – четырех и шести лет, дружно играли друг с другом на даче. Все было хорошо до тех пор, пока не приехал их симпатичный десятилетний сосед, который, во время совместных прогулок, предпочитал играть с той из них, которая была младше.

Старшая отреагировала так: под предлогом показа дорогих игрушек, зазывала мальчика к себе в дом, говоря бывшей подружке, что ее в гости к себе не ждет…

Я думаю, что в этой ситуации кто-то из взрослых должен был объяснить этой девочке, что она сама совсем не обделена мужским вниманием: и у нее на даче есть настоящий друг, а если ей кто-то серьезно понравился, то подружиться с ним можно, не обижая другого человека. Только так, на мой взгляд, можно помочь ребенку достойно преодолевать разные жизненные ситуации, в противном случае завистливость может стать чертой личности и сопровождать человека всю его жизнь.

Учится быть изобретательным

Совместная игра ставит перед детьми не только нравственные задачки, но и задачки на сообразительность:

Четырехлетние Юля и Юра с увлечением строят замок из песка, не обращая никакого внимания на пятилетнего Егорку, находящегося рядом. На все просьбы мальчика дать и ему покапать лопаткой, "дружная парочка" никак не реагирует.

Здесь Егорка придумывает следующее: с воплем "полиция" налетает на друзей; Юра от неожиданности говорит: "Это не я, это Юля", а Юля просто отдает Егорке свою лопатку.

Если бы в эту ситуацию вмешался взрослый, он бы повел себя так, "как надо": прочитал бы малышам лекцию о том, как плохо быть жадными. Но взрослые, стоящие рядом с детьми, молчали. Это заставило ребенка, который испытывал дискомфорт, найти нестандартное решение в значимой для себя жизненной ситуации.

Общение с взрослыми такого опыта, как правило, детям не дает: опыт ненормативного поведения приобретается преимущественно в детской субкультуре. В динамичном и непредсказуемом мире именно этот опыт окажется для выросших детей весьма полезным.

Несмотря на то, что дошкольники должны, в первую очередь играть, информационная эпоха выдвигает и иные требования – современный человек должен быть готов к тому, что надо уметь учиться, потому что этого умения постоянно будет требовать от него современная жизнь.Учится учиться ребенок, конечно, в школе, но сама познавательная потребность формируется во многом именно в дошкольном детстве.

Учится учиться

На развивающих занятиях Никита, которому два с половиной года, радует педагога: мальчик уже знает основные цвета и формы предметов, почти не ошибается, выполняя предлагаемые задания. Хотя тридцатиминутные занятия проходят в постоянном движении, малыши, естественно, все время отвлекаются; реже всех отвлекается Никита. Когда это происходит, его строгая мама грозно говорит: "Сегодня ты будешь наказан" (так как дети еще очень малы, на занятиях присутствуют сопровождающие их взрослые". Все попытки симпатичного и опытного педагога Светы убедить маму оставить в покое своего маленького сынишку безрезультатны: мама считает, что "он должен делать все, как надо".

Кроме того, что требования этой мамы не соответствуют возрастным возможностям ребенка (в этом возрасте внимание просто не может быть устойчивым в течение 30 минут! ), мама, сама того не подозревая, "убивает на корню" желание ребенка учиться – тот, кого наказывают за первые неудачи, может и не захотеть учиться вообще.

Психологи хорошо знают, что первый этап любого обучения должен быть мотивационным – сначала надо сформировать саму мотивацию к обучению, а затем уже и спрашивать! Когда первые шаги обучения сопровождаются отрицательными эмоциями, тяга к самому процессу познания может пропасть. Как же будет ребенок потом учиться в школе?

Таких примеров, когда родители наказывали совсем маленького ребенка за то, что тот "плохо вел себя на занятиях по хореографии, музыке и т.д" я сама наблюдала множество, при этом часто бывало так, что сам ребенок заниматься данными видами деятельности совсем не хотел – этого хотели взрослые. Зачем же надо было водить именно на эти занятия малыша? Потому что взрослые знали, что "так надо"?

Разнообразные занятия конечно нужны как для общего развития ребенка, так и для того, чтобы определить – в чем ребенок может себя проявить, через какой вид деятельности ему удобнее всего самовыражаться: через рисование, музыку, танцевальные движения или что-то еще. Если же, к примеру, рисовать ребенок не любит и не умеет, зачем настаивать, чтобы он посещал кружок по рисованию?

Мотивацию к самому процессу познания можно "отбить" и тогда, когда ребенка элементарно "перегружают". К примеру, посещая детский сад с "преимущественно интеллектуальным развитием", пятилетний ребенок еще (после детского сада) посещает хореографию (2 раза в неделю), рисование (2 раза в неделю) и английский язык (2 раза в неделю). Кроме того, что ребенок постоянно болеет, он "почему-то сам совсем ничего не хочет". Рассказывая об этом мне, психологу, родители спрашивали, "как его исправить"?

Вообще, ребенку нравится учиться тогда, когда в процессе обучения он приобретает опыт побед, а не опыт неудач. К примеру, шестилетний мальчик Саша совсем не хочет идти через год в школу, потому что и в детском саду он считается "отстающим" (хуже других пишет буквы и цифры), и в музыкальную школу экзамен не сдал, и в бассейне не нашел с тренером общего языка. Одни неудачи! (При этом любимая игра мальчика в "войнушку" - в этой игре, побеждая воображаемого противника, он сам чувствует себя победителем).

Этот опыт – опыт побед, у ребенка должен формироваться с помощью взрослого, который должен, "чувствуя своего ребенка", подобрать ему то занятие, где успех будет наиболее вероятен. Именно в этом случае у ребенка будет формироваться положительная самооценка. Именно положительная самооценка не позволит ребенку в школе учиться хуже других, в случае возникновения каких-то учебных трудностей, он будет стараться их преодолевать.

Н. Пастернак