Институт социального конструирования
Почему дети делят мир на своих и чужих

Погожий сентябрьский денек: в уютном дворе детского образовательного учреждения весело и играют три девочки и один мальчик, лет 5-6ти. К ним подбегает четырехлетняя девочка, которая учится в этом же заведении, только в другой группе. "Ты не наша, уходи!"- категорично заявляет одна из играющих.

Не понимая, за что ее гонят, маленькая девочка продолжает бегать с детишками. Тогда более взрослые ученицы заманивают малышку на школьное крыльцо и физически прижимают ее к стене здания: в ответ девочка толкает одну из обидчиц. "Она толкается, помогите", - начинает громко взывать к взрослым "обиженная".

Для объяснения этого случая, надо сделать следующее замечание: в это государственное образовательное учреждение попасть трудно: сюда детей "отбирают" посредством специального экзамена. Как правило, успешно сдают вступительный экзамен те четырехлетние дети, которые уже "хорошо подготовлены", с ними специально занимались дома, или на развивающих занятиях. Среди детей немало тех, кого приводят няни: родители очень заняты на работе и детей почти не видят.

Именно последнее обстоятельство, на мой взгляд, и стало причиной описанного выше случая жестокости среди совсем маленьких детей: у тех, кого воспитывают чужие взрослые (няни), часто не реализована базовая потребность в любви. Говоря иначе, ненужные родителям дети просто ожесточаются и начинают вымещать свои обиды на более слабых или младших по возрасту детях.

Шестилетний мальчик Паша, учащийся этой же школы, играя как-то в песочнице, вдруг, видя меня в первый раз в жизни, грустно произнес: "А мама ко мне почти не приходит!" Сидящая рядом няня шепотом пояснила, что такие высказывания типичны для ее воспитанника, который живет с ужасно занятой мамой и нянями, которые часто меняются. Мама действительно очень редко общается с сыном: она все время в разъездах. Зато к мальчику на дом ходят разные учителя, он посещает всякие занятия, у него много игрушек…

Невозможность реализации самой главной для развития ребенка потребности – потребности в любви, может привести к аффективным срывам, к тревожности, появлению чувств отчаяния и гнева. В таких условиях ограничиваются возможности для формирования такой человеческой способности, как сопереживание.

Таким образом, в "нормальной" семье у ребенка возникают такие психологические проблемы, которые, как правило, свойственны воспитанникам детских домов. Именно эти дети делят мир на "своих и чужих": "чужие" - это те, кто живет с родителями.

Если сегодня, дошкольники, живущие с папами и мамами, делят мир на "свою" и "чужую" группу, как они будут делить мир завтра?

Н. Пастернак