Институт социального конструирования
Должен ли четырехлетний ребенок уметь читать?

Многие родители уверены в том, что чем раньше они начнут обучать ребенка чтению, математике, иностранному языку и т.д., тем успешнее он будет развиваться в будущем. Однако в этом случае существует опасность того, что обучение не будет вести за собой развитие ребенка, а, наоборот, тормозить его.

К примеру, научить ребенка читать можно в очень раннем возрасте, но это не будет иметь ничего общего с интеллектуальным развитием: малыш может еще не понимать смысл прочитанного. Подобным способом вряд ли удастся привить любовь к чтению, скорее даже наоборот.

Так и же и с письмом: если во время занятий лепкой или рисованием, мелкая моторика развивается довольно быстро, то во время обучения написанию букв, этот процесс происходит медленнее.

Кроме этого, у малышей еще не полностью сформировались структуры мозга, нужные для того, чтобы осмысленно усваивать учебные знания, когда ретивые родители начинают их учить. Если бы начать учить ребенка на год-два позднее, эффективность была бы выше.

Необходимо отметить также следующее: все дети разные – кто-то тяготеет к вербальному развитию, кто-то к математическому. Каким-то детям надо просто показывать буквы: они сами достаточно быстро овладевают искусством чтения. А кого-то торопить не надо: у них появится интерес к чтению где-то на шестом году жизни.

Вообще, нет нормально развивающихся детей, которые к восьми-девяти годам не умели бы читать. А вот детей безынициативных, со сниженной познавательной активностью и неразвитым воображением достаточно много. И это зачастую является результатом раннего обучения, в том числе, и чтению.

Н. Пастернак