Институт социального конструирования
Клички: зачем они маленьким детям?

В детской песочнице играют два мальчика пяти лет; к ним подходит их знакомая сверстница, собираясь присоединиться к игре. В ответ мальчики дружно вскакивают и начинают весело называть ее какими-то словами из детского жаргона. В ответ девочка безо всякой злобы начинает кричать: "Сами вы такие". Через несколько минут словесной перепалки все успокаиваются и начинают мирно играть.

Комментируя этот случай надо сослаться на исследование, которое провел в 1980 году американский психолог Ром Харе с коллегами в ряде европейских и арабских стран, посвященное роли кличек в детском сообществе. Обследовав около тысячи детей в возрасте от пяти до пятнадцати лет, он пришел к выводу, что одной из главных причин присвоения кличек является стремление отделить "своих" от "чужих". Тот, у кого есть кличка, достоин общения: он обладает каким-то качеством, которое заслуживает у данного сообщества внимания.

Принадлежность к определенной группе дает любому человеку, в том числе и ребенку, чувство защищенности. То, что дети наделяют друг друга прозвищами, понятными только посвященным, говорит о стремлении к обособлению своей группы, как от других детей, так и от взрослых.

Конечно, существуют и другие причины, по которым дети обзывают друг друга. Это и осознанное желание разозлить и оскорбить, и желание привлечь внимание, и прямая провокация – заставить сверстника принять брошенный вызов. Кроме этого, очень часто путем обзывания, унижения кого-то, дети пытаются самоутвердиться в кругу значимых сверстников.

В школе все эти процессы достигнут своего апогея: в классе будут и те, кто дает клички другим и те, кто пассивно принимает предписанную ему роль. Дошкольники же только получают первый опыт того, как вести себя в ситуациях подобного типа.

Так как же вести себя ребенку, которого обозвал знакомый или незнакомый сверстник? По мнению известного детского психолога М.В.Осориной, надо обязательно отговориться, к примеру, так: " Кто обзывается, сам так и называется", или " Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил" и т.п. В этом случае оскорбление не остается без ответа, а последнее слово остается не за обидчиком, а за тем, на кого напали. Как правило, после того, как обидчик получает подобный отпор, у него пропадает желание конфликт продолжать.

Н. Пастернак