Институт социального конструирования
Как в занятиях развиваются способности ребенка

Задача дошкольного обучения состоит не только в том, чтобы формировать познавательную потребность и учить ребенка "учиться", но и в том, чтобы развивать его способности. Как музыка, танцы и рисование развивают способности ребенка, речь пойдет речь ниже.

Музыка и развитие ребенка.

Положительное влияние музыки на развитие человека известно давно, к примеру, до эпохи Ренессанса музыка была одним из главных предметов в общей системе образования. Техническая цивилизация привела к тому, что искусство перестало играть ведущую роль в развитии ребенка: музыка и живопись уступили место математике и языкам. Однако, исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают следующее: увеличение количества занятий музыкой помогает ученикам в усвоении математики и языков [по материалам сайта www.pokoleniye.ru].

Так, американский ученый Мартин Гарднер в своих исследованиях показал, что дети пяти и семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению музыкальных занятий, догнали их в чтении и обогнали в математике. Швейцарские и австрийские исследователи ввели для детей от семи до пятнадцати лет занятия музыкой, уменьшив количество часов на математику и языки. Эти дети за три года не только не отстали от своих сверстников, обучавшихся по обычной программе, но, напротив, продемонстрировали такой же уровень математических знаний. В языках успехи этой группы детей были даже выше, чем у тех. кто именно языками занимался больше [там же].

Отечественные ученые утверждают следующее : игра на любом музыкальном инструменте требует точных движений и согласованной работы рук. Поэтому она может способствовать развитию кинестетического фактора и межполушарного взаимодействия и, следовательно, структур мозга, связанных с этими компонентами психической деятельности.

Занятия музыкой могут способствовать так же развитию пространственного фактора. Большинство музыкальных инструментов могут задавать возможность пространственных координат: флейта – "ближе-дальше" или "верх-низ", фортепьяно – "право-лево".

Как известно, оба эти фактора имеют первостепенное значение для формирования всех психических функций ребенка. Достаточное развитие кинестетического и пространственного факторов во многом определяет готовность ребенка к школе и успешность его обучения, особенно овладение навыками письма, чтения и счета [ Глозман Ж.М., Павлов А.Е. Влияние занятий музыкой на развитие пространственного и кинестетического факторов у детей младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование.-2007, №3.-С.35-46].

Хореография и развитие ребенка

Занятия хореографией развивают у ребенка координацию движений, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве, формируют правильную осанку и красивую походку.

Танцуя, ребенок приобретает навыки, с помощью которых он может выразить свое настроение, реализовать энергию, развивать творческое воображение. Кроме этого, тот, кто хорошо владеет своим телом, более уверен в себе и достаточно раскован.

Коллективные хореографические занятия сближают детей, развивают сплоченность, учат лучше понимать друг друга.

Важно и то, что, нормализуя мышечный тонус, танцы улучшают взаимодействие между полушариями мозга. Благодаря этому стимулируется развитие таких психических процессов как восприятие, внимание, память и мышление.

Рисование и развитие ребенка.

Посредством рисования ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности, дает выход своим чувства, переживаниям, мечтам. Кроме этого, рисуя то, что пугает или тревожит, ребенок уменьшает вероятность проявления определенных страхов, что имеет большое значение для его нормального психического развития.

Дети, которые любят рисовать, как правило, отличаются большой фантазией, непосредственностью в выражении чувств, умением представить себя на месте другого человека. Вообще, разнообразие в играх и рисовании предоставляет ребенку возможности для развития эмоциональной сферы, творческого потенциала и мира воображения.

Кроме этого, рисуя, ребенок развивает такие навыки как зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Именно эти навыки понадобятся ему тогда, когда он пойдет в школу.

Н. Пастернак