Институт социального конструирования
Игра в шахматы и развитие ребенка

Привлечение ребенка к шахматной игре открываются широкие возможности для его развития. Дело в том, что для интеллектуально развитого взрослого многое в его способе действий представляется очевидным, само собой разумеющимся, например, способность действовать в уме, способность в воображении проигрывать возможные варианты будущих действий.

Иначе обстоит дело с ребенком. Для него сама выработка подобной способности составляет основное содержание умственного развития в возрасте примерно до десяти–двенадцати лет. В психологии этот процесс получил название процесса формирования способности действовать "в уме".

Итак, обучая ребенка 5-6 лет игре в шахматы, помимо конкретной цели мы добиваемся и более значительного результата – у него формируется именно эта способность. Происходит это оттого, что в шахматной игре естественным образом осуществляется переход от действий с шахматными фигурами к действиям с представлениями об этих фигурах. Формирующаяся новая способность переносится и на другие сферы деятельности ребенка.

Ребят, как правило, не нужно специально настраивать на игру, это присущая им форма деятельности. Именно в ней формируются произвольные формы поведения, происходит развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. В игровой деятельности ребенка закладываются черты характера будущей личности.

Шахматы не являются исключением из этого общего правила. Играя с ребенком в шахматы, любой родитель может убедиться в том, как они способствуют его познавательному, и личностному развитию. Требуется всего лишь одно маленькое обстоятельство: делать это надо не по обязанности, а по действительному внутреннему интересу детей.

Н. Пастернак