Институт социального конструирования
Что делать, когда педагог ребенку "не нравится"

Катя, которой еще не исполнилось 4-х лет, отказывается ходить в лицей для дошкольников к вполне определенному педагогу, говоря маме, что та "слишком строгая". Сначала мама не придала жалобам дочки серьезного значения, заставляя ее ходить на все занятия, включая те, которые вела этот педагог. Но когда Катя стала серьезно хандрить и часто болеть, родители пошли у нее "на поводу": отныне дни, когда занятия вел данный педагог, девочка пропускала. Все другие занятия ребенок посещал очень охотно, радуя и родителей, и педагогов своими учебными успехами.

Правы ли взрослые в данном случае, может быть, не стоило разрешать маленькому ребенку пропускать занятия педагога, который ему "не нравится". На мой взгляд, правы. Почему я так думаю?

Во-первых, ребенок начал часто болеть, что говорит о том, что в результате стресса иммунные силы организма оказались ослабленными. Во-вторых, как я уже писала, первый этап любого обучения должен быть мотивационным: зачем же делать так, чтобы первые шаги обучения вызывали у маленького ребенка не положительные, а отрицательные эмоции. В третьих, в данной ситуации надо было разобраться заинтересованным взрослым, включая и самого педагога, который искренне не понимал, почему он вызывал такой ужас у маленькой девочки?

Когда родители других детей стали осторожно у них расспрашивать о том, что происходит на занятиях, выяснилось следующее: этот педагог просил посидеть на стульчике того ребенка, который плохо себя вел во время коллективных игр. При этом бывало и так: какая-нибудь девочка жаловалась на то, что ее дернули за косички, обидчика наказывали, а он при этом утверждал, что "никого не дергал", его оговорили.

В ситуациях подобного типа педагог не должен был вставать на сторону ябед: пусть дети разбираются друг с другом сами, не апеллируя к власти старшего. И вообще, зачем публично поощрять тех, кто выбирает жалобу как средство воздействия на сверстника?

Когда чувствительный, эмоционально ранимый ребенок сталкивается с несправедливостью, он может обидеться и вообще не захотеть общаться с "обидчиком". В этой ситуации необходимо учить его этой несправедливости противостоять.

К примеру, Катя могла (или другая девочка или мальчик) вполне могли бы вежливо сказать педагогу, что не понимает, за что их наказывают, никаких проступков они не совершали.

Конечно, в голову четырехлетнего ребенка такой ответ, скорее всего, не придет. Такому ответу, в ситуациях подобного типа, его должны научить родители! И это не должно расцениваться как проявление неуважение к учителю! Это должно расцениваться как обучение ребенка нормам цивилизованного диалога с тем, кто старше и сильнее.

Такое обучение чрезвычайно важно для дошкольника: когда придет пора подросткового возраста он, получив опыт "цивилизованной самозащиты" в детстве, сможет сказать "нет" тогда, когда этого от него потребует взрослая жизнь.

Н. Пастернак