Институт социального конструирования
Чему учат дошкольники взрослых

Ребенок развивается, познавая окружающий мир в общении с взрослыми и сверстниками. Одновременно взрослый, общаясь с ребенком, начинает воспринимать мир по иному – не только со своей позиции, но и с позиции своего ребенка. Именно поэтому можно сказать, что не только взрослые учат детей, но и дети учат взрослых – смотреть на мир глазами детей.

Однако, чтобы видеть мир глазами детей, надо уметь понимать ребенка, уметь быть терпеливым и ненавязчивым в своих советах и рекомендациях.

Как дети учат взрослых себя понимать

Четырехлетний Алеша усердно посещал все занятия в лицее для дошкольников, однако на одном из них: ритмике, отказывался что-либо делать, просто сидел на стульчике и смотрел на других ребятишек. Все уговоры симпатичной мамы сделать хоть что-нибудь, оказывались безрезультатными. Тогда мама стала осторожно выяснять у педагога, что так смущает ее мальчика. Выяснилось, что педагог просит всех ребят по-очереди попробовать свои силы в качестве солиста, что вызывает у застенчивого Алеши определенную трудность.

Немного подумав, мама приняла сторону Алеши: если мальчик стесняется красиво двигаться вместе с другими детьми, пусть сидит просто так.

В этой ситуации, на мой взгляд, мама приняла правильное решение: зачем заставлять застенчивого ребенка делать то, что ему неприятно. Пройдет какое-то время, он привыкнет, и с радостью сам начнет делать то, что и другие детишки.

Для того, чтобы принять такое решение, мама должна встать на место ребенка и понять, что он чувствует в ситуации данного типа. Если бы мама стала заставлять мальчика заниматься вместе с другими детьми, он бы расстроился и мог бы вообще не захотеть чему-либо учиться.

На мой взгляд, другие детишки, наблюдая за Алешей и спокойной реакцией взрослых на его поведение, поймут, что надо терпеливо относиться к индивидуальным особенностям каждого из них.

Как дети учат взрослых терпению

Четырехлетняя Юля в мае месяца ходила гулять в шерстяных перчатках: никакие уговоры взрослых не могли убедить девочку их снять. Как-то, когда Юля бегала с другими детишками, один мальчик начал интересоваться: почему в такую жару Юля одета так же, как и зимой. На такой вопрос Юля отвечать не стала, просто сняла перчатки и отдала их маме.

В ноябре месяце Юля отказалась одевать и перчатки, и варежки, лепя снежную бабу голыми руками, несмотря на многократные попытки взрослых одеть девочку по погоде. Проболев после такой прогулки около недели, Юля сама перед прогулкой стала требовать надеть на себя или перчатки или варежки.

Таких случаев из жизни своего ребенка каждая мама может рассказать множество, каждый раз перед взрослым стоит дилемма: заставить ребенка сделать так, как "надо", или пустить все на самотек – пусть приходит к "должному" решению сам. Однозначных ответов, как вести себя взрослому в ситуациях подобного типа нет, к примеру, болезненному ребенку позволять гулять зимой без варежек, наверное, не стоит.

Однако, если ситуация позволяет взрослому "потерпеть" и дать ребенку время на то, чтобы самому прийти к тому решению, которое навязывает ему взрослый, это целесообразно сделать. Связано это с тем, что свобода выбора в мелочах формирует такие личностные качества у растущего человека как самостоятельность и ответственность (к примеру, не надев зимой варежки, ребенок берет на себя ответственность за возможное заболевание).

Несомненно одно, взрослый, который позволяет своему ребенку быть самостоятельным в мелочах, должен сам уметь быть терпеливым.

Как ребенок учит родителей уважать свой выбор .

Шестилетний дачный приятель четырехлетней Юли ругался матом, дрался, подозревал играющих с ним ребятишек в воровстве, был нахальным и навязчивым. При всем этом мальчик, обладая хорошей фантазией, инициировал среди других детей игры с необычными сюжетами, что привлекало к нему их внимание.

Видя такое поведение мальчика, родители многих детишек запретили им с ним играть. Юля же на все призывы взрослых категорично заявляла: я буду дружить с Вовой (так звали мальчика) когда он хороший, когда он будет плохой, я с ним дружить не буду. Запретив мальчику драться с девочкой и нецензурно при ней выражаться, родители Юли не прекратили это общение.

Как относиться к приятелям ребенка-дошкольника, которые демонстрируют ему ту модель поведения, которая в семье не принята? Может случиться так, что, пообщавшись с тем, кто ругается матом и дерется, ребенок начнет ему подражать.

Конечно, как и в предыдущем случае, каждый родитель решает сам, исходя из своего опыта и жизненных представлений. Я исхожу из того, что в реальной жизни ребенок столкнется с разными людьми: культурными и не очень… Если же ребенок живет в культурной среде (в семье "не выражаются", в образовательном учреждении "плохих" слов ребенок не слышит), мат к нему, скорее всего, "не прилипнет".

А с кем ребенку интереснее играть, он вправе решать сам. Взрослому, при этом, надо научиться уважать его выбор.

Н. Пастернак