Институт социального конструирования
Как приучать дошкольника к правилам

Юля, которой через несколько месяцев исполнится пять лет, занимается в престижной секции художественной гимнастики. Девочек здесь нередко наказывают за баловство, сажая отдыхать на скамейки. Часто педагог жалуется на то, что моя Юля на занятиях время от времени разговаривает с многочисленными подружками. После того, как педагог предложил мне на неделю лишить за это дочку сладостей, я перевела ее в другой спортивный комплекс.

Здесь история повторилась - Юля упорно продолжала шалить, несмотря на то, что сами занятия ей нравились. Несколько раз уже другой педагог со смехом рассказывал мне о поведении дочки. Все мои увещевания оканчивались тем, что Юля обещала больше не баловаться на занятиях, добавляя, что "такое поведение - ее естественное состояние...".

Дело кончилось тем, что новый педагог стал раздавать после занятий детишкам красивые наклейки, тот, кто баловался, их не получал. Моя Юля баловаться прекратила.

Интерпретируя этот случай хочу отметить, что сама я очень не хотела лишать свою дочку действительно хороших занятиях по художественной гимнастике. Но то, что предлагал мне педагог - стать ее союзницей в укрощении моего непокорного ребенка, меня не устраивало.

Конечно, как правило, пятилетнего ребенка еще можно заставить делать то, что хочет взрослый. Но каждое такое «подавление» приучает ребенка к слепому повиновению тому, кто сильнее и старше. А что будет, когда придет время подросткового возраста и выросший ребенок столкнется с психологическим давлением более опытных ребят? К примеру, сможет ли ребенок, которого заставляли подчиняться авторитету в детстве, ответить "нет" на предложения попробовать наркотики?

Кроме этого, воздействовать даже на маленького ребенка в нужную для взрослого сторону можно тогда, когда взрослый является для ребенка другом, а не «врагом». А именно так может восприниматься тот взрослый, который ищет себе союзников для "борьбы" с непослушным ребенком.

На мой взгляд, если приучение ребенка к правилам поведения в детском учреждении не сопровождается заключением союза между педагогом и родителями, этот процесс, как правило, проходит вполне успешно. Так, многие педагоги наказывают расшалившегося ребенка, изолируя его на короткое время от других детишек. Наказанный ребенок обижается, плачет и ... начинает подчиняться тем правилам поведения, которые здесь существуют . Правда при этом, педагог не жалуется родителям, выстраивая свои взаимоотношения с ребенком сам.

Конечно, ребенка необходимо приучать жить по тем правилам, которые регламентируют социальную жизнь. Но делать это надо так, чтобы , во-первых, не вызвать у ребенка реакцию протеста – "буду делать все назло им", а во-вторых, не стремиться подавлять в самом начале жизненного пути формирующуюся индивидуальность личности: "подавленные" в детстве дети часто вырастают безвольными и бесхарактерными людьми.

Н. Пастернак