Институт социального конструирования
Программа работы с родителями старшеклассников.

Работа с родителями как компонент психолого-педагогического сопровождения выбора профессии

Стереотипы, искажающие и затрудняющие выбор профессии в подростковом возрасте, закладываются еще до школы. Поэтому успешность профориентационной работы в образовательном учреждении во многом зависит от того, удастся ли классному руководителю и школьному психологу сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии – без этого бесполезны самые замечательные программы и технологии профориентационной работы.

Предпрофильная подготовка предполагает поэтому включение родителей в работу по формированию осознанного и ответственного выбора старшеклассниками профиля обучения.

Подросток, стоящий перед выбором профессии, испытывает влияние разных, иногда противоречащих друг другу сил, в том числе семьи и школы. Влияние семьи проявляется, во-первых, в формировании склонностей и предпочтений школьника, во-вторых, в поддержке позиции самого школьника либо в давлении на него. Существует целый спектр вариантов влияния семьи на выбор школьника: начиная с того, когда фактически семья сама делает выбор за ребенка, до противоположных вариантов, когда родители вообще не вмешиваются и не интересуются выбором ребенка, и он просто вынужден это делать сам (что еще не свидетельствует о самостоятельности выбора). Ситуация, когда подросток на занятиях, тренингах и консультациях по выбору профессии слышит одно, а дома – другое, многих способна травмировать и дезориентировать.

Бесполезно ставить недостижимую задачу изменения родительских установок даже в том случае, если они очевидно непродуктивны. Но установление диалога между семьей и школой, нахождение общего языка, разграничение ответственности, ознакомление родителей с содержанием профдиагностических и профориентационных программ – необходимо и вполне достижимо, хотя и требует значительных усилий с обеих сторон.

Программа представляет собой цикл тематических родительских собраний, основной целью которых является ознакомление родителей старшеклассников со спецификой программы предпрофильной подготовки учащихся "Профессия и карьера" и технологией комплектования профильных классов.

В пособии представлены материалы к родительским собраниями в 8-9 классах по важным и острым темам: влияние семьи на выбор профессии, профильное обучение и отбор в профильные классы, профессиональные интересы и склонности, истинное и мнимое лидерство. Однако качественный лекционный материал сам по себе еще не гарантирует взаимопонимания и диалога. Практика показывает, что психологическим просвещением родителей уместнее заниматься не на общих родительских собраниях, а на специально организованных группах, малочисленность которых не должны смущать ни психолога, ни классного руководителя. В этих группах возможны элементы самодиагностики и тренингов, которые способствуют личностному развитию всех участников этих встреч.

Тематика лекционных занятий с родителями.

1. Отрок, подросток, тинейджер

К 12-13 годам физическое и психологическое равновесие ребенка нарушается. Намечаются глубокие органические изменения, которые приведут к изменению форм тела, голоса, походки. Характер становится менее ровным. На смену детским интересом и привычкам, чаще всего ограниченным семьей и школой, приходят мечты и мысли о будущем, бередя душу и отвлекая от учебы. Эти изменения растягиваются до 15-16 лет и принимают форму пубертатного кризиса . Редкий подросток не ощущает себя в этот период "гадким утенком". Его поведение становится неровным и удивляет окружающих, но больше всего – его самого. Подростки более эмоциональны, чем дети. Одного слова, намека, жеста достаточно для того, чтобы поднять бурю. Повышенная эмоциональность, вызванная гормональными изменениями, характерна для каждого второго подростка. Активность, направленная в прошлое и будущее, сводит до минимума интерес к настоящему. Воображение стирает границу между реальностью и фантазиями. Благодаря развитию эмоциональности и воображения подростковый возраст – это прежде всего возраст чувств. В подростковом возрасте возникают любовь и ненависть, презрение и восхищение, любовь и дружба.

Еще одна особенность подросткового возраста – потребность в социальном самоутверждении . Подростковый возраст – это переход от иждивенческого существования к самостоятельной жизни. Опека уступает место ответственности за свои действия. Стремление к независимости – лишь проявление этой эволюции. Любое ограничение становится настолько непереносимым, что подросток еще не в состоянии осознать его необходимость. Хотя только в семье ребенок может полноценно развиваться, ее рамки для подростка становятся тесны, особенно для мальчиков. Они становятся непослушными, обидчивыми и неуправляемыми.

Кроме возрастных проблем, существует ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка, в том числе ухудшение социально-экономической обстановки, инфекции, наследственность и образ жизни родителей, взаимоотношения в семье, завышенные требования школьного образования, завышенные ожидания родителей, разрушительное влияние СМИ. Утешает, что, несмотря на все перечисленные трудности, подростковый возраст является самым жизнеспособным периодом человеческой жизни.

2. Мифы о профессиональном самоопределении подростка

Мифы о профессиональном самоопределении помогают человеку снять с себя ответственность за совершаемый выбор, переложив ее на других.

Миф о подростках как субъектах профессионального самоопределения

Многие взрослые убеждены, что подростки совершенно не интересуются своим профессиональным будущим. На самом деле подростки не только озабочены своим послешкольным будущим – значительная их часть испытывает страх перед необходимостью принятия решений (или согласиться с решением родителей). При высокой потребности подростков в "интересной" и "самостоятельной" жизни они не обучены это делать. А реальная жизнь за порогом школы непредсказуема и огромна. Осознание подростками этого несоответствия рождает неуверенность.

Желания родителей, связанные с получением ребенком образования, основаны, как правило, на их личном опыте "принуждающей" педагогики. Чем ближе выпускные экзамены, тем настойчивей родители ориентируют ребенка на высшее учебное заведение, причем профиль ВУЗа часто не соотносится с реальными способностями и интересами подростка. На выбор могут влиять нереализованные амбиции родителей, которые навязывают молодому человеку чужой сценарий жизни.

Миф об общем образовании как помощнике в профессиональном самоопределении

Родители, которые искренне любят своего талантливого ребенка и желают ему "только добра", часто готовы во имя светлого результата – получения "качественного", "элитарного" общего образования в его традиционном, классическом понимании – пожертвовать многим. Ребенок, в свою очередь, также готов на подвиг, за который приходится расплачиваться психологическим и физическим здоровьем.

Цена за "хорошее обучение" стала слишком высокой. Часто оборотной стороной "отличного" общего образования, обеспеченного всеми возможными и невозможными средствами, оказывается неуверенность в себе, ослабленное здоровье, повышенный уровень агрессии. Подростки, успешные в изучении школьных предметов, расплачиваются за свой успех вечной гонкой за подтверждением своего лидерства, обидами и разочарованиями, связанными с неизбежными неудачами на пути к учебному успеху.

К сожалению, часто идея профильного обучения сводится к повышению эффективности подготовки учащихся к сдаче экзаменов и к привычному в последние десятилетия изучению отдельных предметов на углубленном уровне. Гораздо важнее, чтобы школа сформировала у подростка способность осваивать любые компетентности, с которыми придется встретиться в жизни, не утратив при этом способность остаться субъектом собственного выбора. Формирование такого рода гибкости требует не углубления в изучении школьных предметов (оно необходимо для нескольких процентов старшеклассников), а развития широты мышления, пластичности, интуиции и множества других качеств с использованием возможностей профильной старшей школы.

Миф о послешкольном профессиональном образовании

Недовольный качеством подготовки специалистов в высшем и среднем профессиональном образовании, современный российский работодатель создает фактически альтернативную систему образования в стране. Вместо привычных форм профессионального образования решающую роль начинает играть доучивание на рабочем месте. Появляется даже целый "сектор доучивания", при крупных предприятиях и фирмах появляются свои университеты, когда работодателю проще создать свой собственный ВУЗ (не говоря уже о специализированных курсах подготовки), чем переучивать человека непосредственно на рабочем месте. При этом в сфере высшего образования сохраняется перепроизводство. На рядовые должности предприятия принимают работников с высшим образованием вместо того, чтобы находить выпускников специализированных профессиональных училищ и техникумов.

В результате качество подготовки выпускников большинства профессиональных училищ работодателей категорически не устраивает. Обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования ассоциируется в массовом сознании не с произвольным их выбором выпускником школы, а с неудачным образовательно-профессиональным стартом. В обывательском сознании укоренился стереотип о том, что родитель должен "суметь поступить ребенка в ВУЗ".

Поляризация высшего образования и девальвация его качества (это не относится ко всем ВУЗам, а только к их значительной части), массовое появление "общего высшего образования" - тревожный симптом. Целый ряд негативных тенденций в нашей стране привел к тому, что уровень доверия к образованию стремительно падает, но спрос на него не уменьшается.

Мифы о профессии и том, как ее выбирают

Еще 20-30 лет назад все, что было связано с профессией, в гораздо большей мере, нежели сейчас, описывалось профессиограммами – характеристиками видов профессиональной деятельности, сделанными по определенной схеме и для решения определенных задач. Сегодня можно только примерно определить, где начинается и заканчивается профессия. Специальность не привязывает человека к определенной профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе, в столице только 5% выпускников педвузов собираются работать в школе, а больше половины наших соотечественников полностью сменило за последние 15 лет род своей работы.

Изменились и представления подростков о профессиях. То, что специалисты называют профессиями, в сознании старшеклассников представлено скорее как некие стереотипы. Так, Е.А.Климовым описан распространенный не только в подростковой среде феномен обесценивания чужих, незнакомых профессий, непонимание их значимости, сложности, роли в жизни человека.

Можно ли говорить о том, что подросток сейчас в старших классах имеет возможность выбирать именно "профессию"? Если понимать слово "профессия" очень расширительно – то можно. Но более корректно говорить о выборе места продолжения образования.

Итак, мы живем в мире мифов и сознательно окружаем себя, как защитным коконом, все новыми и новыми мифами, часть которых касается профессионального самоопределения подростка. Приблизиться к пониманию этих мифов, выработать свою позицию по отношению к ним означает сделать шаг к тому, чтобы организовать отношения с трудовой и профессиональной культурой как диалогические и партнерские (по Н.Ф.Родичеву, РАО).

3. Территория выбора.

Выбор профессии и карьеры во многом определяются семейным воспитанием. Некоторые родители подсознательно стремятся "прожить" в своих детях свою вторую жизнь. Тогда они тянут своих детей "за уши" в профессию, которая им совершенно не интересна. Послушный, зависимый ребенок соглашается, расплачиваясь позже за выбор, сделанный вместо него. Непослушный и независимый "ропщет и бунтует", в крайних случаях доводя отношения с родителями до разрыва.

Нередко межличностный или внутренний конфликт становится источником энергии, стимулом для достижения карьерных успехов. Тогда подросток, стремящийся оправдать ожидания родителей или доказать свою правоту, достигает профессионального успеха в спорте, бизнесе, политике, искусстве. Но так бывает нечасто.

"Мои дорогие папа и мама! Я вас очень люблю. Я благодарен за все, что вы для меня делаете. Я знаю, что вы хотите мне только добра. Но у меня своя жизнь и своя судьба. И я сам буду принимать решения и отвечать за них". Даже взрослому человеку трудно выговорить эти слова. Но примерно так звучит ответ подростка, способного отвечать за свои поступки, в том числе, и за выбор профессии.

4. Воспитание лидерства.

Настоящего лидера видно сразу. От ненастоящего он отличается в первую очередь тем, что он умеет не только становиться центром внимания, но и ладить с людьми. И именно поэтому так часто добивается своего. Человек же с завышенными претензиями на лидерство тоже обычно оказывается в центре внимания, однако это внимание со знаком минус. Он конфликтен, обидчив, плохо идет на компромисс. Эти дети часто бывают ябедами или занудами, для которых важнее всего в любых обстоятельствах доказать свою правоту. Жажда лидерства – это неотъемлемое свойство натуры, которое проявляется очень рано. Родителям нужно попробовать объективно оценить, есть ли у их ребенка потребность в лидерстве, и ориентировать его на успех, но вместе с другими и во имя других, а не против других и за счет других.

5. Психологические аспекты профильного обучения.

По данным социологических исследований, к моменту окончания школы только каждый второй может сказать, что уже выбрал профессию. Влияние семьи на выбор профессии достаточно велико, хотя и слабее, чем мнение друзей. Родители, к сожалению, часто оказывают своим детям "медвежью услугу", навязывая свои стереотипы или утоляя нереализованные амбиции. Школа по степени влияния на выбор профессии занимает последнее место.

Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии - только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.

Компонентами профильного обучения являются предпрофильная подготовка и отбор в профильные классы. Цель предпрофильной подготовки – формирование у школьника реалистичного самовосприятия и уровня притязаний, раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации. Без всего этого отбор в профильные классы превратится в селекцию "перспективных" учеников, способствуя дальнейшему расслоению нашего общества.

Необходимо отметить, что в школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только об индивидуальных психологических способностях как предпосылках формирования профессиональных способностей. Поэтому отбор в профильные классы следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе на основе психолого-педагогической диагностики, как компонент систематической психолого-профориентационной работы.

Результаты диагностики позволяют довольно точно прогнозировать успешность учащихся в рекомендуемом профильном обучении. Но одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов.

6. Интересы и склонности в выборе профессии.

На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различны по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

Современные педагоги также уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всесторонне развитой личности. Основные характеристики интереса:

•  положительная эмоция по отношению к деятельности;

•  наличие познавательной стороны этой эмоции, т.е. радости познавания;

•  наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Чтобы любопытство переросло в любознательность, нужна интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая и вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития. Своевременное выявление и развитие профессиональных интересов детей и подростков во многом определяет их будущую профессиональную успешность.

Н. Пастернак