Институт социального конструирования
Разработка стратегии взаимодействия системы среднего образования с высшей школой, базирующегося на интеграции общего и дополнительного образования школьников, и обеспечивающегося развитие мотивации учащихся к творческой деятельности в области естественнонаучных знаний и формирования интереса учащейся молодежи к специальностям сферы высоких технологий
Основные разработчики – Самоненко Ю.А., д.п.н., Жильцова О.А., к.хим.н.

В настоящее время не вызывает сомнений значимость высоких технологий в различных областях науки, техники, индустриальных производств, экологии, медицине, сельском хозяйстве и т.д. Работы в сфере высоких технологий, как правило, носят комплексный характер и объединяют разработки химиков, физиков, математиков, биологов и пр., что требует от специалистов разного профиля широкого общенаучного кругозора с сохранением глубоких профессиональных навыков. Такие специалисты не могут быть подготовлены без развития высокой познавательной мотивации обучаемых, а профессиональная ориентация будущих профессионалов (в области высоких технологий) должна проводиться уже со школьной скамьи с привлечением самых современных образовательных технологий, в тесном содружестве с экспертами из ВУЗов, с использованием информационного пространства сети Интернет.

Однако, в настоящее время наблюдается заметный разрыв между потребностями активно развивающихся отраслей высоких технологий и способностью существующих образовательных структур готовить кадры необходимой квалификации. Существенные противоречия при этом наблюдаются между образовательными целями, содержанием, обучающими технологиями, традиционными методами и средствами, которые установила себе сложившаяся система образования, и ожиданиями результатов со стороны государства, общества, личности. Недостаточно эффективно формируются взаимосвязи системы среднего образования с высшей школой, что крайне негативно сказывается в процессах подготовки кадров сферы высоких технологий. Таким образом, следует признать, что в настоящее время крайне необходим поиск оптимальных стратегий решения проблем формирования взаимосвязей системы среднего образования с высшей школой.

Взаимодействие средних и высших образовательных учреждений не может базироваться на экстенсивном пути развития школьного образования, а должно обеспечить формирование системы межуровневых (на базе средних образовательных учреждений и вузов) образовательных сообщений, обеспечивающих решение проблемы непрерывности и преемственности образования. Такой подход требует глубокого содержательного сотрудничества образовательных учреждений, основной целью которого является не решение формальных вопросов подготовки выпускников средних образовательных учреждений к поступлению в конкретный вуз и тем более конкретный факультет. Прежде всего, должны быть созданы условия благоприятные для обеспечения развития мотивации учащихся к творческой деятельности в области естественнонаучных знаний и формирования интереса учащейся молодежи к специальностям сферы высоких технологий .

К существенным противоречиям, сформировавшимся к настоящему моменту в сфере взаимодействия среднего и высшего образования, надлежит отнести, прежде всего, наблюдающиеся несоответствия в области предметного компонента содержания школьного и вузовского образования. Хорошо известно, что уровень преподавания предметного содержания школьных естественнонаучных курсов в общеобразовательных школах, зачастую не соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриентам в наиболее известных вузах страны. Учащиеся общеобразовательных школ, переходящие в статус абитуриентов, должны, как правило, пройти дополнительное обучение на курсах, предназначенных для лиц, поступающих в эти вузы, или обратиться к репетиторам. И даже после такого основательного дополнительного обучения, как отмечают преподаватели многих известных вузов, таких студентов необходимо "доучивать" уже в рамках высшей школы.

Иная картина наблюдается в школах с профильным, углубленным естественнонаучным образованием. Здесь общее количество учебного времени, предназначенного для работы с материалом профильных курсов, весьма велико – иногда в три или даже в четыре раза больше, чем в общеобразовательной школе. Вследствие этого общее количество предметного материала заметно превышает то, что запланировано в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, и уровень его рассмотрения может быть поднят, иногда до уровня вузовских курсов. На первый взгляд это положительное явление, которое должно обеспечить прочную взаимосвязь такой школы с вузом. Однако и здесь есть свои проблемы. Зачастую углубленное изучение предметного содержания, практикуемое в профильных школах, не соответствует возможностям восприятия и усвоения подростка, а именно: существуют возрастные ограничения в возможности восприятия, например, сложных теоретических идей и т.п. На первый взгляд школьник, отнесенный к группе одаренных детей, хорошо усвоил содержание курса – он успешно выполняет те задания, которые предлагаются ему в рамках школьного образования, но на деле он не в состоянии уяснить предлагаемый материал на требуемом уровне. Обучаясь в вузе, такой студент уверен, что он хорошо знает изучаемый предмет, но, по сути, его понимание предмета изучения далеко от того, что требуется на уровне вузовского образования. Наблюдая такие явления, вузовские преподаватели заявляют, что такой "продвинутый" студент находится даже в худшем положении, чем обычный: его приходится не учить, а переучивать.

Другое важнейшее противоречие, которое наблюдается в сфере взаимодействия "школа – вуз", заключается в несоответствии уровня методологической подготовленности школьников требованиям высшей школы. Поскольку общеобразовательная средняя школа в настоящее время все еще во многом ориентирована на репродуктивную методику преподавания, наблюдается серьезный пробел в освоении школьниками общенаучных и даже специальных методов использования компонентов предметного содержания школьных естественнонаучных курсов. А для успешного обучения в высшей школе студенты должны уже обладать сформированными умениями практического применения естественнонаучных знаний, что невозможно без овладения общенаучными и специальными методами.

Еще одно противоречие вытекает из ориентированности российской средней школы на, так называемые, ЗУНы – "знания, умения, навыки". Эти компоненты процесса обучения весьма важны и значимы, но недостаточны в условиях современного взаимодействия средней и высшей школы. Обозначенные в школьных программах естественнонаучные знания, умения и навыки должны быть усвоены школьниками для успешной познавательной деятельности в вузе, но к моменту поступления в вуз молодые люди должны также обладать определенными компетентностями в социальной сфере, в области самостоятельной познавательной деятельности, в сфере самопознания, самоорганизации и пр. Зачастую такие компетентности не созданы у студентов (вчерашних школьников), а в ходе вузовского образования они могут развиваться, но нет времени для их первоначального становления. Молодой человек с дефицитом подобных компетенций находится в "проигрышной" ситуации по сравнению с теми, кому удалось сформировать эти компетенции еще на школьной скамье.

Особые проблемы возникают в ходе профессиональной ориентации школьников, а это важнейший процесс в области взаимодействия среднего и высшего образования. Традиционно школьное образование России нацелено на освоение учащимися основ главных научных направлений естественнонаучной и гуманитарной сферы – тех основ, которые могут выступить научным базисом для изучения фундаментальных дисциплин вузовского образования. Более того, традиционные обучающие школьные программы, как правило, наибольшее внимание уделяют именно предметной стороне изучаемых в школе дисциплин, при этом наблюдается заметный дефицит в практическом применении школьных знаний. Старшеклассники в процессе выбора своей будущей профессии вынуждены опираться преимущественно на научные знания, усвоенные в школе, на основании которых весьма затруднительно сделать обоснованный выбор в профессиональном определении молодого человека.

Заметные противоречие обусловлено наличным состоянием здоровья абитуриентов и требованиями к физической и психической готовности студента вуза включиться в образовательный процесс. Мониторинги здоровья молодежи показывают, что практически здоровыми являются лишь 15-20% выпускников школ. Утрата физического и психического здоровья абитуриентов происходит во многом в результате учебных перегрузок и стрессов, вызванных напряженной учебной деятельностью школьников, избравших себе перспективу продолжения образования в вузе. Часто неблагополучное состояние здоровья молодого человека, наметившиеся в школе, продолжает тенденцию к ухудшению в вузе. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на учебных достижениях студента, снижает его возможности выстраивать профессиональную карьеру.

Переход от обучения в школе, к обучению в вузе, сопряжен с заметными личностными изменениями. Меняется ведущая деятельность, появляются новые потребности и мотивы, изменяется социальное окружение молодого человека. Не всегда молодой человек готов к смене личностной образовательной парадигмы, обусловленной главным отличием образования в школе и вузе: "В школе учат, в вузе учатся". Студенту во многом самому приходится решать вопросы, касающиеся дальнейшей "траектории" его социального и профессионального становления. Достаточно типичными являются конфликты студента и администрации, вызванные необходимостью молодого человека подрабатывать в период учебы. Опыта и знаний о возможных путях эффективного разрешения подобных ситуаций у молодого человека не имеется. Психологической подготовки к преодолению сложных коллизий школа не дает. Все более отчетливо педагогической общественность осознается необходимость профилактики подобных противоречий за сет усиления неформального социального образования школьников.

  1. Для разрешения выявленных противоречий необходимо решение следующих задач:
  2. Приведение в соответствие предметного естественнонаучного содержания средней и высшей школы.
  3. Реализация компетентностного подхода в образовании школьников.
  4. Создание оптимальных условий для адекватной профессиональной ориентации школьников.
  5. Обеспечение благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровье школьников.
  6. Формирование установки школьников на самостоятельную познавательную деятельность.
  7. Использование в системе среднего образования дистанционных средств обучения.
  8. Проведение повышение квалификации школьных учителей дисциплин естественнонаучного цикла в сфере высоких технологий.

Для решения поставленных задач целесообразно использование следующих теоретических подходов:

  1. интеграция основного и дополнительного образования;
  2. системно-деятельностный подход к построению учебного процесса,
  3. личностно-ориентированный подход в основном и дополнительном образовании школьников.

Таким образом, для решения поставленных задач целесообразно использование следующих компонентов методологического аппарата:

  1. внедрение в школу здоровье сберегающих технологий образования;
  2. систему принципов неформального социального образования;
  3. методы интеграции естественнонаучного и гуманитарного компонентов знаний;
  4. основные положения технологий педагогики сотрудничества в обучении школьников;
  5. методы психологической диагностики развития личности школьников;
  6. принципы усиления межпредметных связей в дисциплинах естественнонаучного цикла;
  7. методы технической поддержки обучения (использование ИКТ, информационной базы интернет, тренажеров, микрокомпьютеров, специального оборудования);
  8. метод системного анализа;
  9. дистанционные методы обучения
  10. методы экологически ориентированного образования;

Стратегия эффективного взаимодействия системы среднего образования с высшей школой базируется на интеграции общего и дополнительного образования школьников . В основе такой стратегии заложены представления о среднем образовательном учреждении и вузе как двух равноправных партнерах, усилия которых направлены на решение общей проблемы образованности общества, формирования его культуры. В стратегии раскрыты возможности разрешения противоречий в сфере взаимодействия системы среднего образования с высшей школой, сформулированы задачи, которые необходимо решить для разрешения этих противоречий, показаны теоретические подходы и компоненты методологического аппарата, которые целесообразно использовать для решения поставленных задач. Центральное место занимают требования, необходимые для обеспечения развития мотивации учащихся к творческой деятельности в области естественнонаучных знаний и формирования интереса учащейся молодежи к специальностям сферы высоких технологий.

К числу этих требований относятся следующие .

1. Реализация комплексного подхода к созданию учебно-методического обеспечения, предназначенного для использования в условиях интеграции основного и дополнительного образования школьников.

Разработка учебно-методического обеспечения, предназначенного для использования в условиях интеграции основного и дополнительного образования школьников, не может базироваться на экстенсивном пути развития школьных программ. Интеграция знаний, сведений, фактов сферы высоких технологий в школьные курсы весьма ограничена, поскольку в ходе основного образования школьники должны усвоить главные естественнонаучные понятия (уже включенные в традиционные школьные курсы дисциплин естественнонаучного цикла), и бесконтрольно увеличивать объем содержания этих курсов в рамках общеобразовательной школы просто не возможно.

Кроме того, необходимо учитывать, что к настоящему моменту накоплено огромное количество сведений, фактов сферы высоких технологий в научной, учебной, научно-популярной литературе. И данная научно-практическая информация постоянно растет, обновляется, умножается. Очевидно, использование всего предметного содержания, которое можно отнести к сфере высоких технологий, не представляется ни возможным, ни целесообразным, поэтому остро стоят проблемы:

  • оптимального отбора предметного содержания сферы высоких технологий для использования в школьном образовании,
  • специального структурирования компонентов содержания в основных и дополнительных, элективных курсах,
  • выбора предметных направлений, которые могут быть использованы для организации проектных и исследовательских разработок учащихся.

Подробное описание возможностей и рациональных подходов отбора и структурирования содержания сферы высоких технологий для использования его в условиях интеграции основного и дополнительного образования школьников будет представлено в пп. 3.1. отчета данного проекта.

2. Усиление методологического компонента в естественнонаучном образовании школьников.

Необходимость овладения методологическими знаниями общепризнанна. С такого рода знаниями связывается способность человека понимать сущность природных и социальных процессов, рефлексировать собственные познавательные действия.

Условия усиления методологического компонента в естественнонаучном образовании школьников могут быть сформулированы на основе следующих принципов: предметности, опосредованности, субъектности. Принцип предметности может быть осуществлен на основе концептуальных схем, охватывающих учебный предмет или крупные его разделы и включающих как предметные, так и методологические компоненты знаний. Принцип опосредствованности реализуется на основе усвоения учащимися понятий, выполняющих инструментальную функцию. В системе этих средств выделяются отдельные уровни: операциональный, предметно-специфический, общенаучной методологии и рефлексивный. Принцип субъектности направлен на проявление интеллектуальной инициативы в разрешении предлагаемых ученику проблемных ситуаций, когда методологический компонент включен в систему самостоятельных поисковых действий.

3. Реализация системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса в основном и дополнительном образовании школьников.

Системно-деятельностный подход выступает в качестве общего психолого-педагогического фундамента построению учебного процесса в условиях интеграции основного и дополнительного образования школьников. Отличительными признаками представленной методической системы, отвечающими требованиям деятельностного подхода, являются:

  • принцип построения введения в изучаемый предмет;
  • четкая формулировка целей обучения, их интерпретация на языке задач;
  • системное структурирование содержания предмета обучения;
  • работа над конструированием ориентировочной основой действий как основным элементом управления процессом усвоения;
  • представление учащимся специфических (естественно – научных) и общенаучных методов изучения: включение в программу усвоения не только содержания изучаемой дисциплины, но и общих приемов познавательной деятельности;
  • приоритет выводного знания над сведениями, представляемыми преподавателем в полном объеме.

Реализация системно-деятельностного подхода позволит сформировать межпредметные связи дисциплин естественнонаучного цикла, обеспечит применение важнейших компонентов личностно ориентированного образования, направленного как на усвоение учащимися предметного содержания школьных курсов, так и на формирование важнейших составляющих их личности.

4. Использование компетентностного подхода при организации дополнительного образования школьников.

Компетентностый подход является одним из важнейших требований к организации дополнительного образования школьников . Смысл понятия компетентность в данном случае связан с системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств школьника, позволяющих ему успешно решать задачи, составляющие сущность познавательной деятельности. В данной стратегии, ориентированной преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, компетентностный подход не противопоставляется традиционному, направленному на формирование знаний, умений и навыков. Очевидно, компетентность не противостоит знаниям, умениям, навыкам, но сущность понятия компетентность по сравнению с вышеперечисленным много шире. Оно включает когнитивно-знаниевые мотивационные, отношенческие, смысловые, регуляторные компоненты, усиливает собственно практическую ориентированность образования, его прагматический аспект, поскольку использование компетентностного подхода, в наибольшей степени, ориентировано на освоение обучаемыми способов деятельности, на поиск ими продуктивного решения познавательных проблем. Компетентностный подход раскрывает возможности существенного расширения диапазона содержания традиционного образования личностными составляющими, что делает его гуманистически направленным.

5. Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий в основном и дополнительном образовании школьников.

К настоящему моменту разработаны подходы к организации здоровье сберегающих образовательных процессов в средней школе. Большой позитивный опыт работы накоплен в, так называемых "Школах здоровья", в которых предусматривается сочетание обучения, воспитания, лечебно – профилактических мероприятий и отдыха. Все должно быть учтено при разработке стратегии эффективного взаимодействия средней школы и системы высшего образования.

Так образовательная программа в средней школе должна быть ориентирована на вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по формированию навыков здорового образа жизни. В соответствии с требованиями здоровье сберегающих технологий в школах должны проводиться мониторинговые исследования уровня здоровья детей, внедряться вариативность организации учебно-воспитательного процесса, неукоснительно соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила. Режим дня учащихся школы должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности школьников. В нем должны быть предусмотрены такие компоненты как: учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома; отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; отведено время для свободных занятий по собственному выбору.

Главная задача здоровье сберегающей деятельности – формирование у детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни.

6. Оптимальное использование средств электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в основном и дополнительном образовании школьников.

Научно обоснованное построение компьютерной поддержки процесса усвоения предметных знаний требует сложной системы взаимосвязанных компьютерных программ, органически встроенных в учебный процесс и рационально взаимодействующих с традиционными средствами обучения, такими, как материалы на печатной основе. Средства ЭОР должны облегчить работу с текстами больших объемов, обеспечить более удобные, чем в печатных материалах, средства для поиска отдельных блоков текстового материала, его ключевых слов в системе специальных оглавлений, "компьютерных закладок", гипер-ссылках. В средствах ЭОР должны быть использованы иллюстрационные материалы, поскольку они позволяют не только быстро "раскрыть" необходимую иллюстрацию, но и, выбрав интересующий в данный момент пользователя участок, рассмотреть его в другом масштабе, перейти от составных элементов иллюстрируемой системы к ее целостному восприятию и наоборот. Уникальные особенности средств ЭОР заключены в возможности анимации рисунков, схем, графиков. Очевидно, что сопровождение рассказа преподавателя интересными анимационными блоками повысит интерес учащихся к предмету изучения. Средства ЭОР позволяют осуществить обратную связь в системе "ученик – предмет изучения" в ходе процесса усвоения, то есть организовать самостоятельную работу учащегося по освоению нового материала. Важно отметить, что в данном случае учебная деятельность учащегося проходит в индивидуальном темпе.

7. Использование дистанционных средств обучения при организации проектных и исследовательских разработок школьников в рамках дополнительного образования.

Реализация педагогических инноваций в системе интеграции основного и дополнительного образования школьников требует специальной подготовки учителей к освоению всех компонентов, необходимых для реализации данной образовательной системы. Это подводит к построению сложной структуры, эффективно использующей, наряду с традиционными формами обучения, и дистанционные формы. Организация дистанционной поддержки должна обеспечивать работу специалистов высшей школы со школьными учителями и со школьниками. В частности дистанционные формы образования используются для ознакомления большой аудитории школьных учителей с разрабатываемыми педагогическими инновациями; подготовку и проведение широкомасштабного педагогического эксперимента - обучение специалистов и руководство экспериментом ; внедрение педагогических инноваций в школах – экспериментальных площадках ( авторскую помощь и контроль).

8. Обеспечение повышения квалификации учителей в области интеграции основного и дополнительного образования школьников.

Важно отметить, что все основные жизненно-значимые компетенции учащихся формируются посредством педагогической деятельности их учителей – преподавателей общеобразовательной школы и системы дополнительного образования. То есть основой формирования компетенций подрастающего поколения является система тех компетенции, которые усвоили их педагоги. В число компетенций должны быть включены те, которые необходимых преподавателю для практического применения учебно-методического комплекса, обеспечивающего развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству в области естественнонаучных знаний , и ориентированного на формирование интереса учащейся молодежи к специальностям сферы высоких технологий. В ходе повышения квалификации преподавателей должно быть применено оптимальное сочетание традиционных и дистанционных форм повышения квалификации преподавателей.

9. Обеспечение творческого сотрудничества школьных учителей и специалистов сферы высоких технологий в условиях интеграции основного и дополнительного образования школьников.

Развитие мотивации школьников к научно-технической деятельности возможно лишь в условиях реального погружения в атмосферу созидательных процессов. Последние включают техническую и технологическую базу, непосредственные контакты с разработчиками идей и исполнителями замыслов и производственных планов, проведение различного вида научных и технических практик. Учитывая это, научно-техническую деятельность школьников следует организовать при творческом содружестве школьных учителей совместно с научными сотрудниками высших учебных заведений или исследовательских институтов. Преимущества такого сотрудничества заключаются в возможности ознакомления учащихся с современными методами научного исследования, с первоначальным освоением современного исследовательского оборудования, с уяснением сути и особенностей работы современного ученого. Так создаются условия, благоприятные для понимания молодыми людьми особенностей деятельности в области науки или современных наукоемких производств.